Счетная палата КР провела аудит деятельности ОАО «Кыргызиндустрия» за 2022 год.
Основной целью создания ОАО «Кыргызиндустрия» является обеспечение модернизации промышленности, эффективное управление хозяйственными обществами с государственной долей участия.
Из выделенных в качестве уставного капитала 1 млрд. сомов, 84,3% или 843,5 млн. сомов ОАО «Кыргызиндустрией» внесены в качестве уставного капитала вновь создаваемых компаний и не направлены для реанимирования 16 предприятий с государственной долей участия переданных по постановлению Кабинета Министров КР. Из указанных средств в 2022 году направлено на проекты, не связанные с промышленностью 245,2 млн. сомов (29%).
В утвержденной Программе развития ОАО «Кыргызиндустрия» на 2022-2025 годы (от 25 апреля 2022 года) и плане мероприятий по его реализации отсутствуют мероприятия по модернизации существующих хозяйственных обществ с государственной долей участия.
Всего задолженность ОАО «Кыргызиндустрия» по вкладам в уставные капиталы создаваемых компаний составляет 4,6 млрд. сомов.
У ОАО «Кыргызиндустрия» не осталось собственных оборотных средств для реанимирования предприятий с государственной долей участия переданных по постановлению Кабинета Министров КР.
Президентом Общества в нарушение части 10 пунктов 86 и 94 Устава ОАО «Кыргызиндустрия» без согласия единственного акционера в лице Кабинета Министров Кыргызской Республики заключены крупные превышающие 50% от балансовой стоимости собственных активов Общества сделки по созданию совместных предприятий c уставным капиталом на общую сумму 3,5 млрд. сомов.
В ходе аудита установлено, что в отдельных компаниях, созданных ОАО «Кыргызиндустрия», соучредителями выступают действующие ключевые сотрудники ОАО «Кыргызиндустрия».
По структуре Общества предусмотрено наличие четырех Вице-президентов, руководителя аппарата, двух Советников Президента и одного помощника. Годовой фонд оплаты труда руководящего состава составляет 16,2 млн. сомов или более 15% от общего фонда оплаты труда. При численности 65 единиц работающего персонала, 31 единица или 47,6% приходится на руководство.
На ремонтные работы объектов, которые юридически не переданы ОАО «Кыргызиндустрия» и имеются судебные аресты, направлено 39,6 млн.сомов в качестве предоплаты, что говорит о наличии высокого риска потери средств Общества на сумму более 39,6 млн.сомов.
В нарушение пункта 18 плана мероприятий к Программе развития ОАО «Кыргызиндустрия» на 2022-2025 годы, учетная политика Общества не разработана и не внедрена.
Несоответствия, установленные в хозяйственных обществах, созданных с участием ОАО "Кыргызиндустрия":
- В нарушение ст.51 Закона Кыргызской Республики “О государственных закупках” от 03.04. 2015 года № 72 (действовал до 15 мая 2022 года) без проведения процедур государственных закупок 15 апреля 2022 года заключен договор между ОсОО “Алай-Барстары” и АООТ “Сателлит-2005” о закупке бывших в употреблении металлических труб на сумму 36,0 млн.сомов.
- В нарушение Закона КР “О бухгалтерском учете”, актив в виде жилого дома стоимостью 23,8 млн. сомов, принадлежащий ОсОО “Алай Барстары” не отражен в отчете о финансовом положении. В рамках проекта использование указанного недвижимого имущества не предусмотрено, так как жилой дом расположен в городе Бишкек, а строительный объект находится в Алайском районе.
- В связи с отсутствием в бухгалтерском балансе остатков на начало 2022 года, отраженные данные не представляют реальное финансовое положение ОсОО “Би кей медикеар” по состоянию на 01.01.2023 года. В связи с чем, аудит не смог получить достаточную уверенность в правильности и обоснованности данных, отраженных в отчете о финансовом положении ОсОО “Би кей медикеар” за 2022 год. Доля в уставном капитале ОсОО “Би кей медикеар” стоимостью 1,0 тыс. сомов была приобретена ОАО “Кыргызиндустрия” за 49,6 млн.сомов без реальной рыночной оценки.
- Установлена сокрытая дебиторская задолженность по бухгалтерскому балансу ОсОО «Кыргызпластик» на сумму 20,3 млн. сомов.
- ОсОО «Кыргызэлектроника и ОсОО «Кыргызэйрвейс» с момента государственной регистрации по конец 2022 года не осуществляли деятельность по реализации поставленных задач и целей предусмотренных уставами. Расходы направленные на содержание этих обществ, осуществлены без достижения целей их создания на 2,2 млн.сомов и 1,8 млн. сомов соответственно.
По итогам аудита направлены:
— Президенту Кыргызской Республики - информация о результатах аудита и отчет;
— в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики – отчет;
— в Кабинет Министров Кыргызской Республики – отчет и рекомендация;
— в Государственную налоговую службу при Министерстве финансов Кыргызской Республики – информация;
— в Открытое акционерное общество «Кыргызиндустрия» - отчет, предписание и рекомендация;
— в Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики – информация о выявленных нарушениях и отчет, для дачи правовой оценки.