Размер шрифта
Интервал
Изображения
Счетная палата
Кыргызской Республики

Телефон доверия
+996 (555) 500-985
Для абонентов ОАО «Кыргызтелеком» звонок бесплатный

Сотрудничество высших органов аудита государств-членов Евразийского Экономического Союза

         В настоящее время активное сотрудничество Счетной палаты происходит по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ВОА государств – членов Союза ежегодно организуют совместные проверки соблюдения уполномоченными органами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов ЕАЭС.

         По итогам совместной проверки проходит ежегодное совместное заседание коллегий (советов, уполномоченных лиц) Аудиторской палаты Республики Армения, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетной палаты Кыргызской Республики и Счетной палаты Российской Федерации.

         На совместном заседании коллегий принимаются отчеты о результатах совместного контрольного мероприятия и направляются в Евразийскую экономическую комиссию.

         Также, Высшие органы аудита государств-членов ЕАЭС проводят ежегодный внешний аудит в органах ЕАЭС на основании действующего Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского Экономического Совета от 16 октября 2015 года N 33.

         Данное Положение определяет правовые, организационные и методологические основы регулирования внешнего аудита (контроля) в органах Союза.

         Внешний аудит (контроль) осуществляется в целях определения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза.

         Задачами внешнего аудита (контроля) являются:

         а) проверка соблюдения объектами внешнего аудита (контроля), в том числе при формировании, управлении и распоряжении средствами бюджета Союза, использовании имущества и других активов Союза, актов, входящих в право Союза, нормативных правовых актов государств - членов Союза;
         б) проверка соблюдения порядка формирования бюджета Союза;
         в) оценка эффективности формирования бюджета Союза;
         г) проверка соблюдения порядка исполнения бюджета Союза;

         д) оценка эффективности управления и распоряжения средствами бюджета Союза;

         е) проверка адресности и целевого характера использования средств бюджета Союза, имущества и других активов Союза, оценка эффективности их использования;
         ж) проверка соблюдения порядка подготовки отчета об исполнении бюджета Союза;
         з) проверка достоверности отчета об исполнении бюджета Союза, бюджетной отчетности распорядителей (получателей) средств бюджета Союза;

         и) анализ выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушений и недостатков в процессе формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, использования имущества и других активов Союза, деятельности объектов внешнего аудита (контроля), исследование и анализ причин и последствий выявленных нарушений и недостатков;
         к) выработка предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля), их причин и последствий, повышению эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза;
         л) анализ выполнения объектами внешнего аудита (контроля) мер по устранению выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушений и недостатков, их причин и последствий.

 

 

 

Сотрудничество Высших органов аудита государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу Шанхайской организации сотрудничества

         Целью сотрудничества ВОА государств-участников ШОС является создание институционального механизма, направленного на поддержку и расширение сотрудничества между Сторонами, обмен информацией в области аудита государственного сектора, достижение устойчивого экономического и социального развития и рост благосостояния населения, повышение эффективности государственного управления, преодоление глобального финансово-экономического кризиса, укрепление международного сотрудничества в рамках борьбы с коррупцией.

         Ключевыми направлениями сотрудничества ВОА государств- членов ШОС являются:

         1) содействие обмену знаниями и информацией среди ВОА государств-членов ШОС в различных областях, связанных с государственным аудитом;
         2) организация совместных конференций, семинаров, программ наращивания потенциала между Сторонами, направленных на обмен профессиональным опытом (далее - мероприятия);
         3) продвижение новейших профессиональных разработок в области государственного аудита;
         4) внедрение принятых на международном уровне стандартов в деятельность ВОА государств-членов ШОС;
         5) обмен документацией, профессиональными руководствами и исследованиями, связанными с функциями аудита;
         6) продвижение инициатив по выявлению возможных сфер сотрудничества на региональном уровне;
         7) использование возможностей, предоставляемых информационными технологиями;
         8) проведение на основе взаимной договоренности совместных/параллельных аудитов и обмен результатами и опытом между ВОА государств-членов ШОС в соответствии с национальными законодательствами государств-членов ШОС;
         9) выявление потенциальных угроз для экономик государств- членов ШОС, определение вариантов минимизации ущерба от них;
         10) обмен положительным опытом по оперативному реагированию систем на вызовы;
         11) консолидация потенциалов ВОА государств-членов ШОС с целью недопущения возникновения и развития кризисных ситуаций, а также в интересах ликвидации их негативных последствий.

         Встреча Руководителей ВОА государств-членов ШОС проводится каждые два года: первая состоялась в г. Москве (Россия) в июле 2010 года, вторая – в г. Шанхае (Китай) в апреле 2012 года. Третья встреча прошла в г. Нур-Султане (Казахстан) в мае 2016 года.

         Последняя встреча состоялась в г. Бишкеке (Кыргызстан) в июле 2018 года. На встрече приняли участие руководители высших органов аудита Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Индии и Пакистана, присоединившихся к объединению в 2018 году, а также представители Жогорку Кенеша КР, Правительства КР и посольств зарубежных стран в КР.

         Участники встречи провели дискуссии и обменялись мнениями по ряду вопросов, таких как «Проблемы и перспективы развития государственного аудита», «Аудит эффективности расходования бюджетных средств, как важнейший инструмент государственного управления» и «Роль и место высшего органа аудита в социальной политике государства».

         По итогам саммита прошло подписание Протокола встречи, который включал в себя следующие документы:

  • Положение о техническом сотрудничестве высших органов аудита государств-членов ШОС;
  • План мероприятий в рамках сотрудничества высших органов аудита государств-членов ШОС на 2018 – 2019 гг.;
  • Совместное заявление по итогам IV встречи руководителей высших органов аудита государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

 

Совет руководителей высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств

            Счетная палата Кыргызской Республики является членом Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – ВОФК государств-участников СНГ) с 3 ноября 2000 года. Данный Совет был создан с целью обмена опытом работы, укрепления взаимодействия и координации деятельности в области совершенствования систем государственного финансового контроля стран СНГ.

            Совет является независимой неполитической организацией, взаимодействующей на независимой основе с рабочими органами Исполкома Содружества Независимых Государств, а также другими международными правительственными и неправительственными структурами по вопросам, представляющим взаимный интерес. Основными направлениями сотрудничества в рамках Совета являются устойчивое расширение практики совместных двусторонних и многосторонних контрольных и контрольно-аналитических мероприятий, взаимодействие в области обучения, подготовки и переподготовки кадров, обмен положительным опытом и участие высших органов финансового контроля в работе по унификации законодательства на территории СНГ.

            Основной формой деятельности Совета являются его сессии, подготовка и проведение которых осуществляется непосредственно председательствующей стороной совместно с Секретариатом Совета и высшим органом финансового контроля страны, в которой проводится очередная сессия. Традиционно сессии Совета проходят один раз в год.

            Счетная палата Кыргызской Республики председательствовала в Совете дважды. Первый раз Счетная палата Кыргызской Республики председательствовала на IV сессии Совета в г. Бишкек, 5-го сентября 2003 года. На данной Сессии было принято Обращение к Председателю Совета глав государств Содружества Независимых Государств с просьбой о регистрации Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ в качестве органа отраслевого сотрудничества в порядке, предусмотренном Уставом Содружества Независимых Государств.

            Вместе с тем, было принято Заявление Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ о необходимости развития аудита эффективности использования государственных средств.

            Второй раз Счетная палата Кыргызской Республики председательствовала на XII сессии Совета в г. Чолпон-Ата, 5-го сентября 2012 года. Тогда была принята Резолюция Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ «О роли и месте высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств в аудите электроэнергетической отрасли».

            29 сентября 2010 года, решением X сессии Совета была создана Рабочая группа по разработке стандартов государственного финансового
контроля для ВОФК государств–участников СНГ, куда входят представители Счетной палаты Кыргызской Республики. Основным направлением деятельности Рабочей группы является разработка методологических и методических материалов. За время деятельности данной Рабочей группы были разработаны и приняты Советом следующие проекты документов:

  • общий стандарт государственного финансового контроля (аудита) высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств;
  • стандарт «Организация и проведение совместных и параллельных экспертно-аналитических мероприятий высшими органами финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств»;
  • стандарт «Внешняя оценка деятельности высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств»;
  • глоссарий терминов, используемых в стандартах государственного финансового контроля (аудита) высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств;
  • стандарт «Этические требования, принципы и нормы поведения для работников высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств»;
  • методические рекомендации по проведению контроля качества совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (аудита).

            Вышеуказанные документы были приняты Советом в качестве рекомендаций высшим органам финансового контроля государств–участников СНГ учитывать данные документы в своей деятельности.

            16 февраля 2021 года состоялось XVI заседание Рабочей группы по разработке стандартов государственного финансового контроля высших органов финансового контроля стран – участниц СНГ, в режиме видеоконференцсвязи, на котором участвовали представители высших органов финансового контроля (ВОФК) Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России.

            На заседание вынесены проекты методических рекомендаций по проведению контроля качества совместных, параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и Стандарта «Информационное взаимодействие ВОА государств-участников СНГ» для обсуждения с учетом предложений членов Рабочей группы.

            Проект методических рекомендаций по проведению контроля качества совместных, параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (аудита) регламентирует проверку соблюдения должностными лицами ВОА, а также привлеченными организациями и экспертами требований стандартов и иных внутренних нормативных документов, соглашений, заключенных между ВОА, на всех этапах организации и проведения совместных и параллельных мероприятий (аудита).

            Проект Стандарта «Информационное взаимодействие ВОГА государств-участников СНГ» разработан в целях повышения эффективности сотрудничества путем создания единого информационного пространства, системы обмена опытом, документами по вопросам внешнего государственного контроля (аудита).

            В ходе заседания обсуждена обобщенная аналитическая информация по опыту проведения ВОФК различных стран аудита инвестиций, подготовленная Счетной палатой Республики Молдовы, а также, одобрен новый проект Плана работы Рабочей группы на 2021-2023 годы.

 

 

ИНТОСАИ/INTOSAI

Международная организация высших органов аудита (ИНТОСАИ/INTOSAI) — международная организация, объединяющая высшие органы аудита в странах ООН. Основана в 1953 году. В её членах состоят 192 национальных высших органа аудита.

Основными органами ИНТОСАИ являются:

  • Международный Конгресс ИНТОСАИ

Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ. Собирается раз в 3 года.

  • Исполнительный Комитет ИНТОСАИ
  • Генеральный Секретариат ИНТОСАИ

 

Региональные рабочие группы:

  • Организация высших органов аудита Латинской Америки и Карибского региона (OLACEFS), создана в 1965 году;
  • Организация африканских высших органов аудита (AFROSAI), создана в 1976 году;
  • Арабская организация высших органов аудита (ARABOSAI), создана в 1976 году;
  • Азиатская организация высших органов аудита (ASOSAI), создана в 1978 году;
  • Ассоциация высших органов аудита Южнотихоокеанского региона (SPASAI), создана в 1987 году;
  • Организация высших органов аудита Карибского региона (CAROSAI), создана в 1988 году;
  • Европейская организация высших органов аудита (EUROSAI), создана в 1990 году.

 

Стратегические цели ИНТОСАИ

Цель 1 – Развитие профессиональных стандартов
a) Комитет по профессиональным стандартам

Субкомитеты:

  • по финансовому аудиту и отчетности;
  • по аудиту соответствия;
  • по аудиту эффективности;
  • по стандартам внутреннего контроля;

Цель 2 – Наращивание потенциала
a) Комитет по наращиванию потенциала;

Субкомитеты:

  • по совместным аудитам;
  • по проверке равными по положению;

Целевые группы:

  • профессионализация аудиторов ИНТОСАИ;

Проектные группы:

  •  SAINT (Инструмент само-оценки добросовестности ВОА)
  • Стратегия Системы оценки деятельности ВОА (SAI PMF)
  • ВОА в нестабильных ситуациях
  • Руководства Комитета по наращиванию потенциала
  • Региональный форум по наращиванию потенциала

Цель 3 – Обмен знаниями и информационные услуги
a) Комитет по обмену знаниями;
Рабочие группы по:

  • государственному долгу;
  • аудиту в сфере информационных технологий;
  • экологическому аудиту;
  • борьбе с коррупцией и отмыванием денег;
  • ключевым национальным показателям;
  • ценности и пользе ВОФК;
  • финансовой модернизации, по реформам финансовых рынков и организаций;     
  • аудиту предприятий добывающей промышленности;
  • оценке программ;
  • аудиту государственных закупок;
  • большим данным.

Цель 4 – Максимизация ценности ИНТОСАИ как международной организации
a) Координационный комитет

  • Сотрудничество ИНТОСАИ и доноров

 

Стратегический план ИНТОСАИ на 2017-2022 гг.

         Стратегический план включает четыре ключевые цели и несколько основных ценностей для руководства усилиями ИНТОСАИ в будущем. Признавая, что ИНТОСАИ добился значительных успехов с момента своего создания в 1953 году, стратегический план направлен на то, чтобы опираться на эти прошлые успехи, позиционируя организацию для решения новых задач в будущем.

 

ECOSAI

Организации высших органов аудита стран экономического сотрудничества (ЭКОСАИ/ECOSAI) является региональным форумом высших органов финансового контроля регионов Южной и Центральной Азии. ECOSAI, основанная в 1994 году, направлена на продвижение государственной аудиторской профессии в странах-членах путем обмена идеями, опытом и проведения семинаров, конференций и учебных курсов.

            В ЭКОСАИ входят Высшие органы аудита следующих стран:

  • Афганистан;
  • Азербайджан;
  • Иран;
  • Казахстан;
  • Кыргызстан;
  • Пакистан;
  • Таджикистан;
  • Турецкая Республика Северного Кипра;
  • Туркменистан;
  • Турция;
  • Узбекистан.

Совет управляющих является исполнительным подразделением ECOSAI и состоит из следующих пяти членов:

  • Председатель Совета управляющих, являющийся главой ВОА, где проходит очередная сессия Ассамблеи;
  • Генеральный секретарь ЭКОСАИ;
  • три члена, которые будут избираться Ассамблеей в течение трех лет.

Совет управляющих ЭКОСАИ несет ответственность за:

  • контроль за выполнением Устава ECOSAI;
  • принятие решений, необходимых для функционирования ЭКОСАИ;
  • принятие проекта бюджета и представление его Ассамблее;
  • представление счетов вместе с докладом Комитета по аудиту и его собственными комментариями к Ассамблее для утверждения;
  • представление отчета о деятельности ЭКОСАИ на каждую очередную сессию Ассамблеи;
  • выполнение других обязанностей, возложенных на него Ассамблеей.

Согласно уставу ECOSAI, Совет управляющих собирается не реже одного раза в год. На заседаниях Совета управляющих должны присутствовать как минимум три члена. Совет управляющих принимает решения большинством поданных голосов.

О Секретариате ЭКОСАИ

Будучи Высшим органом аудита Пакистана, Департамент Генерального аудитора Пакистана отвечает за ряд международных обязательств и часто взаимодействует с международным сообществом по вопросам профессионального развития. Отдел международных отношений и координации офиса Генерального аудитора несет ответственность за работу в этой области.

Азиатская организация высших органов аудита (АЗОСАИ/ASOSAI) является одной из региональных групп Международной организация высших органов аудита (ИНТОСАИ).  АЗОСАИ была основана в 1979 году с 11 членами. В настоящее время количество членство выросло до 46 ВОА.

            В мае 1979 года в Нью-Дели, Индия, состоялось первое заседание Ассамблеи  и Совета управляющих. На Ассамблее были одобрены Правила и положения ASOSAI.

Целями АЗОСАИ являются:

  • содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между учреждениями-членами посредством обмена идеями и опытом в области государственного аудита;
  • обеспечить государственных аудиторов возможностью для обучения и непрерывного образования с целью повышения качества и эффективности их деятельности;
  • служить в качестве центра информации и региональной связи с учреждениями в других частях мира в области государственного аудита;
  • содействовать более тесному сотрудничеству и братству среди аудиторов на службе правительств соответствующих членов организации и региональных групп.

Функции АЗОСАИ:

  • поощрять и продвигать исследования и проводить публикации научных работ и профессиональных статей в области аудита и смежных областях;
  • организовывать конференции и семинары для обмена идеями и опытом в области государственного аудита;
  • выполнять другие функции, которые могут потребоваться в соответствии с целями организации.

В структуру АЗОСАИ входят Ассамблея, Правление, Секретариат и аудиторский комитет.

Ассамблея состоит из всех членов Организации и собирается раз в три года. Каждая Ассамблея сфокусирована на определенной тематике и совместно проводится международный семинар, на котором обсуждаются тема или под-темы Ассамблеи.

Председатель является председателем ВОФК, в котором была проведена последняя очередная ассамблея

Секретариат АЗОСАИ возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Ассамблеей. Секретариат оказывает административную поддержку АЗОСАИ и управляет финансовыми аспектами организации.

Секретариат АЗОСАИ работает трехлетний срок, который может быть продлен дважды (до 9 лет).

Комитет по аудиту состоит из двух членов АЗОСАИ, избранных Ассамблеей. Комитет проводит аудит счетов организации каждые три года и представляет свой доклад Ассамблее.

Счетная палата КР ведет сотрудничество по линии следующих международных аудиторских организаций:

INTOSAI

ASOSAI

ECOSAI

Совет руководителей ВОФК государств-участников СНГ

ВОА государств-членов ШОС

ВОА государств-членов ЕАЭС