- Информация о материале
- Просмотров: 16735
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 31 мая 2023 года № 114
О Счетной палате Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий конституционный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Кыргызской Республики (далее - Счетная палата) внешнего государственного аудита исполнения бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, использования государственной и муниципальной собственности и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.
Статья 2. Статус Счетной палаты
1. Счетная палата является независимым высшим органом внешнего государственного аудита Кыргызской Республики, образуемым в порядке, установленном Конституцией Кыргызской Республики, подотчетным Жогорку Кенешу Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) и Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент).
2. В рамках задач, определенных настоящим конституционным Законом, Счетная палата обладает организационной, функциональной, финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно и в соответствии с международными стандартами аудита высших органов аудита.
3. Счетная палата является государственным органом Кыргызской Республики со специальным статусом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием, а также собственную символику.
4. Постоянным местопребыванием Счетной палаты является город Бишкек.
Статья 3. Понятия, используемые в настоящем конституционном Законе
В настоящем конституционном Законе используются следующие понятия:
1) аудитор - должностное лицо Счетной палаты с определенным кругом должностных обязанностей, установленных настоящим конституционным Законом;
2) аудиторское мероприятие - комплекс мер по получению доказательств для объективной оценки с целью определения соответствия информации или существующих условий установленным критериям;
3) аудит на соответствие - оценка соблюдения субъектом аудита законодательства, регламентирующего его деятельность;
4) аудит эффективности - изучение и анализ деятельности субъекта аудита на предмет экономичности, эффективности и результативности;
5) финансовый аудит - изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы субъекта аудита, позволяющие выразить мнение, что финансовая отчетность подготовлена в соответствии с требованиями законодательства и бухгалтерскими стандартами;
6) бюджеты бюджетной системы - республиканский и местный бюджеты, бюджеты Социального фонда Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее - Социальный фонд) и Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Фонд обязательного медицинского страхования);
7) внеплановое аудиторское мероприятие - мероприятие, назначаемое председателем Счетной палаты при наличии поручения Президента и постановления Жогорку Кенеша;
8) внешний специалист - физическое или юридическое лицо со специальными знаниями, навыками и опытом работы в сфере деятельности, отличной от аудита и бухгалтерского учета;
9) повторный аудит - аудит, назначаемый после завершения аудита при получении подтвержденных сведений о том, что у субъекта аудита имеются ранее не выявленные факты нарушения бюджетного законодательства или обоснованного письменного запроса сторонних юридических и физических лиц. Повторный аудит производится исключительно на основании документальных сведений о фактах нарушения бюджетного законодательства;
10) представление - документ, направляемый Президенту, в Жогорку Кенеш, Кабинет Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров), а также соответствующие государственные и другие органы с предложениями о принятии мер в отношении руководителей субъектов аудита, по вине которых допущены нарушения финансовой дисциплины, а также в случаях невыполнения или несоблюдения сроков выполнения требований Счетной палаты;
11) предписание - обязательный к исполнению документ, направляемый руководителю субъекта аудита для принятия мер по устранению выявленных фактов финансовых нарушений при уточнении бюджета и составлении проекта бюджета на очередной бюджетный год и плановый период, по устранению выявленных недостатков и нарушений; привлечению к ответственности лиц, препятствующих проведению аудиторских или экспертно-аналитических мероприятий;
12) рекомендация - документ, направляемый субъекту аудита либо соответствующему государственному органу и другим организациям с предложениями о совершенствовании форм и методов работы по проведению финансовых операций и внутреннего контроля;
13) служащий Счетной палаты - должностное лицо Счетной палаты, являющийся государственным гражданским служащим;
14) сотрудник Счетной палаты - должностное лицо Счетной палаты, а также технический и младший обслуживающий персонал;
15) стандарты Счетной палаты - документы, формирующие единые правила, требования и процедуры осуществления аудиторской деятельности, экспертно-аналитических мероприятий и иных видов внутренней деятельности Счетной палаты;
16) субъекты аудита - государственные и муниципальные органы, учреждения, организации, предприятия, а также юридические лица с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного и/или муниципального участия, в том числе их дочерние хозяйственные общества;
17) большая доля государственного и/или муниципального участия - государственное и/или муниципальное участие, составляющее 51 и более процентов в предприятиях и организациях с частной и иной формой собственности;
18) внешний государственный аудит - деятельность органа государственной власти по осуществлению аудита состояния управления ресурсами Кыргызской Республики (финансовыми, материальными и другими), целью которой является оценка эффективности использования государственных и муниципальных средств и имущества, достоверности финансовой отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета, предотвращение нарушений финансовой дисциплины;
19) виды аудита - финансовый аудит, аудит на соответствие и аудит эффективности;
20) экспертно-аналитическая деятельность - проведение экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы, проблемам формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы, внебюджетных фондов, а также исследование причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий;
21) аудит финансовой отчетности Счетной палаты - отчет о соответствии финансовой отчетности, бухгалтерского учета и осуществленных государственных закупок требованиям законодательства Кыргызской Республики.
Статья 4. Правовая основа и принципы деятельности Счетной палаты
1. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим конституционным Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международно-правовыми принципами независимого аудита.
2. Аудиторские и экспертно-аналитические мероприятия осуществляются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Полную версию можно скачать по ссылке (pdf, 292Kb)