Размер шрифта
Интервал
Изображения
Счетная палата
Кыргызской Республики

Телефон доверия
+996 (555) 500-985
Для абонентов ОАО «Кыргызтелеком» звонок бесплатный

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 31 мая 2023 года № 114

О Счетной палате Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий конституционный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Кыргызской Республики (далее - Счетная палата) внешнего государственного аудита исполнения бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, использования государственной и муниципальной собственности и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.

Статья 2. Статус Счетной палаты

1. Счетная палата является независимым высшим органом внешнего государственного аудита Кыргызской Республики, образуемым в порядке, установленном Конституцией Кыргызской Республики, подотчетным Жогорку Кенешу Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) и Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент).

2. В рамках задач, определенных настоящим конституционным Законом, Счетная палата обладает организационной, функциональной, финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно и в соответствии с международными стандартами аудита высших органов аудита.

3. Счетная палата является государственным органом Кыргызской Республики со специальным статусом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием, а также собственную символику.

4. Постоянным местопребыванием Счетной палаты является город Бишкек.

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем конституционном Законе

В настоящем конституционном Законе используются следующие понятия:

1) аудитор - должностное лицо Счетной палаты с определенным кругом должностных обязанностей, установленных настоящим конституционным Законом;

2) аудиторское мероприятие - комплекс мер по получению доказательств для объективной оценки с целью определения соответствия информации или существующих условий установленным критериям;

3) аудит на соответствие - оценка соблюдения субъектом аудита законодательства, регламентирующего его деятельность;

4) аудит эффективности - изучение и анализ деятельности субъекта аудита на предмет экономичности, эффективности и результативности;

5) финансовый аудит - изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы субъекта аудита, позволяющие выразить мнение, что финансовая отчетность подготовлена в соответствии с требованиями законодательства и бухгалтерскими стандартами;

6) бюджеты бюджетной системы - республиканский и местный бюджеты, бюджеты Социального фонда Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее - Социальный фонд) и Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Фонд обязательного медицинского страхования);

7) внеплановое аудиторское мероприятие - мероприятие, назначаемое председателем Счетной палаты при наличии поручения Президента и постановления Жогорку Кенеша;

8) внешний специалист - физическое или юридическое лицо со специальными знаниями, навыками и опытом работы в сфере деятельности, отличной от аудита и бухгалтерского учета;

9) повторный аудит - аудит, назначаемый после завершения аудита при получении подтвержденных сведений о том, что у субъекта аудита имеются ранее не выявленные факты нарушения бюджетного законодательства или обоснованного письменного запроса сторонних юридических и физических лиц. Повторный аудит производится исключительно на основании документальных сведений о фактах нарушения бюджетного законодательства;

10) представление - документ, направляемый Президенту, в Жогорку Кенеш, Кабинет Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров), а также соответствующие государственные и другие органы с предложениями о принятии мер в отношении руководителей субъектов аудита, по вине которых допущены нарушения финансовой дисциплины, а также в случаях невыполнения или несоблюдения сроков выполнения требований Счетной палаты;

11) предписание - обязательный к исполнению документ, направляемый руководителю субъекта аудита для принятия мер по устранению выявленных фактов финансовых нарушений при уточнении бюджета и составлении проекта бюджета на очередной бюджетный год и плановый период, по устранению выявленных недостатков и нарушений; привлечению к ответственности лиц, препятствующих проведению аудиторских или экспертно-аналитических мероприятий;

12) рекомендация - документ, направляемый субъекту аудита либо соответствующему государственному органу и другим организациям с предложениями о совершенствовании форм и методов работы по проведению финансовых операций и внутреннего контроля;

13) служащий Счетной палаты - должностное лицо Счетной палаты, являющийся государственным гражданским служащим;

14) сотрудник Счетной палаты - должностное лицо Счетной палаты, а также технический и младший обслуживающий персонал;

15) стандарты Счетной палаты - документы, формирующие единые правила, требования и процедуры осуществления аудиторской деятельности, экспертно-аналитических мероприятий и иных видов внутренней деятельности Счетной палаты;

16) субъекты аудита - государственные и муниципальные органы, учреждения, организации, предприятия, а также юридические лица с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного и/или муниципального участия, в том числе их дочерние хозяйственные общества;

17) большая доля государственного и/или муниципального участия - государственное и/или муниципальное участие, составляющее 51 и более процентов в предприятиях и организациях с частной и иной формой собственности;

18) внешний государственный аудит - деятельность органа государственной власти по осуществлению аудита состояния управления ресурсами Кыргызской Республики (финансовыми, материальными и другими), целью которой является оценка эффективности использования государственных и муниципальных средств и имущества, достоверности финансовой отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета, предотвращение нарушений финансовой дисциплины;

19) виды аудита - финансовый аудит, аудит на соответствие и аудит эффективности;

20) экспертно-аналитическая деятельность - проведение экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы, проблемам формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы, внебюджетных фондов, а также исследование причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий;

21) аудит финансовой отчетности Счетной палаты - отчет о соответствии финансовой отчетности, бухгалтерского учета и осуществленных государственных закупок требованиям законодательства Кыргызской Республики.

Статья 4. Правовая основа и принципы деятельности Счетной палаты

1. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим конституционным Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международно-правовыми принципами независимого аудита.

2. Аудиторские и экспертно-аналитические мероприятия осуществляются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Полную версию можно скачать по ссылке (pdf, 292Kb)