- Информация о материале
- Просмотров: 13823
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(Введен в действие Законом КР от 16 мая 2016 года № 60)
(В редакции Законов КР от 17 июня 2017 года N 106, 18 июля 2018 года N 69, 23 марта 2020 года N 29, 18 апреля 2020 года N 44, 13 мая 2020 года N 54, 12 августа 2020 года N 124, 13 сентября 2021 года N 118, 18 января 2022 года N 2, 18 января 2022 года № 4, 24 мая 2022 года N 35, 30 июня 2022 года N 51, 1 декабря 2022 года N 114, 3 апреля 2023 года N 78, 9 августа 2023 года N 171, 22 апреля 2024 года N 78, 29 июля 2024 года N 152, 7 августа 2024 года N 163)
Настоящий Кодекс устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами в процессе формирования, рассмотрения, утверждения, уточнения и исполнения республиканского, местных бюджетов, бюджетов Социального фонда Кыргызской Республики (далее - Социальный фонд) и Фонда обязательного медицинского страхования при при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Фонд обязательного медицинского страхования), устанавливает статус участников бюджетного процесса, определяет правовую основу ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(В редакции Закона КР от 18 января 2022 года N 2)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Основные понятия и правовые основы Бюджетного кодекса Кыргызской Республики
РАЗДЕЛ II. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава 2. Общие положения
Глава 3. Бюджетная система Кыргызской Республики
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Глава 4. Структура бюджетов
РАЗДЕЛ IV. БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Глава 5. Бюджетные инвестиции
РАЗДЕЛ V. СТРУКТУРА БЮДЖЕТОВ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА И ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Глава 6. Структура бюджета Социального фонда
Глава 7. Структура Фонда обязательного медицинского страхования
РАЗДЕЛ VI. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 8. Общие положения и принципы межбюджетных отношений
Глава 9. Распределение доходов между республиканским и местными бюджетами
Глава 10. Распределение расходных обязательств между Правительством и органами местного самоуправления
Глава 11. Инструменты межбюджетного регулирования
Глава 12. Бюджетные ссуды
РАЗДЕЛ VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
Глава 13. Заимствование Правительством
Глава 14. Заимствование органами местного самоуправления
РАЗДЕЛ VIII. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Глава 15. Полномочия государственных органов
Глава 16. Полномочия органов местного самоуправления
РАЗДЕЛ IX. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. Основы бюджетного процесса
Глава 18. Основные направления фискальной политики и программы развития территорий
Глава 19. Формирование проектов бюджетов
Глава 20. Рассмотрение и утверждение бюджетов
Глава 21. Исполнение бюджетов
Глава 22. Учет и отчетность
Глава 23. Государственный внутренний финансовый контроль и аудит
Глава 24. Гласность и прозрачность бюджета и бюджетного процесса
Глава 25. Ответственность за нарушение финансовой дисциплины
РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 26. Заключительные положения
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Основные понятия и правовые основы Бюджетного кодекса Кыргызской Республики
Статья 1. Бюджетные правоотношения
К бюджетным правоотношениям относятся:
1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2) отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в процессе формирования и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, уточнения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, ведения учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
1. В настоящем Кодексе применяются следующие термины и понятия:
1) администратор ресурсов бюджета - государственный орган или орган местного самоуправления, а также его структурное, подведомственное подразделение, осуществляющее одну или совокупность функций по начислению, сбору, учету и контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых доходов, таможенных платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами Кыргызской Республики в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, неналоговых доходов (ресурсов) бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики;
2) активы - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие ценовую стоимость, полученные в государственную, муниципальную собственность в результате операций прошлых периодов;
3) бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
4) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 18 января 2022 года N 2)
5) бюджетная система - система отношений, регламентируемая нормами права, возникающих в ходе осуществления бюджетного процесса, а также основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики совокупность республиканского и местных бюджетов, бюджетов Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования;
6) бюджетная смета - документ, определяющий объем доходов и расходов бюджетного учреждения в соответствии с бюджетной классификацией с поквартальной разбивкой;
7) бюджетное обязательство - обязанность получателя бюджетных средств обеспечить выполнение определенных задач в соответствии с нормативными правовыми актами о бюджете, договором или соглашением;
8) бюджетное учреждение - это государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, созданное государственным органом или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется за счет средств соответствующего бюджета;
9) бюджетные ассигнования - денежные средства, предусмотренные бюджетом на соответствующий год для исполнения бюджетных обязательств согласно его распределению;
10) бюджетный кредит - денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета и местного бюджета получателям бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности;
11) бюджетный процесс - регламентированная законодательством Кыргызской Республики деятельность по формированию и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению, уточнению и исполнению бюджетов, ведению учета и составлению отчетности, финансовому управлению и контролю;
12) главный распорядитель бюджетных средств - государственный орган или орган местного самоуправления, определенный нормативным правовым актом о бюджете, наделенный полномочиями по распределению бюджетных ассигнований между распорядителями и получателями бюджетных средств;
13) государственная гарантия - письменное обязательство, которым Кабинет Министров обязуется перед кредиторами полностью или частично погасить задолженность при неисполнении или ненадлежащем исполнении в установленный срок обязательств заемщиком;
14) государственные (муниципальные) ценные бумаги - ценные бумаги, эмитируемые уполномоченным государственным органом по прогнозированию и исполнению бюджета (исполнительным органом местного самоуправления) от имени Кабинета Министров (органа местного самоуправления);
15) государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций;
16) государственный внешний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных государственных внешних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату, перед кредиторами-нерезидентами Кыргызской Республики;
17) государственный внешний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает нерезидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступает Кабинет Министров от имени Кыргызской Республики;
18) государственный внутренний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату, перед кредиторами-резидентами Кыргызской Республики;
19) государственный внутренний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает резидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступают Кабинет Министров от имени Кыргызской Республики и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
20) государственный долг - общая сумма освоенного и непогашенного внутреннего и внешнего государственного долга Кыргызской Республики на определенную дату по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам государства;
21) грант - безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Кыргызской Республики, а также денежные средства (трансферты), безвозмездно и безвозвратно предоставленные республиканским бюджетом местным бюджетам;
22) депозитные суммы - средства, поступающие во временное распоряжение главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств и подлежащие при наступлении условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, возврату субъектам, внесшим эти средства или передаче по назначению;
23) долговое обязательство - все виды обязательств по ценным бумагам, кредитным соглашениям, кредитным договорам, договоренностям и другим обязательствам, в бумажной форме и/или записи в электронном виде, устанавливающие факт заимствования определенных денежных средств либо приобретения товаров и/или услуг с обязательством возместить соответствующие суммы или оговоренную договорами стоимость товаров и/или услуг полностью или частично;
24) доходный потенциал местного бюджета - оценка доходов местных бюджетов, которые могут быть получены исходя из уровня экономического развития, структуры экономики, а также налоговой базы;
25) заем - денежные средства, материальные ценности, услуги, предоставляемые в долг внутренними или иностранными кредиторами на основании кредитного соглашения резидентам Кыргызской Республики на определенных условиях;
26) заимствование - процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств; определение порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа; процедуры переговоров; гарантии исполнения обязательств; оформление и подписание соответствующих документов по займу; ратификацию договора займа (при государственном внешнем заимствовании); получение, использование средств займа; погашение и обслуживание займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами;
27) защищенные статьи - статьи экономической классификации расходов, рекомендуемые для финансирования в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению: заработная плата, взносы в Социальный фонд, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, приобретение продуктов питания, пособия по социальному обеспечению, пособия по социальной помощи населению, стипендии;
28) иностранные кредиторы - нерезиденты Кыргызской Республики, предоставляющие средства по соглашениям или другим долговым обязательствам;
29) контрольные цифры - предельный показатель бюджетных средств, на основании которого осуществляется формирование расходов бюджетных учреждений;
30) кредитное соглашение - юридический документ, являющийся договором между заемщиком и кредитором, заключаемый с целью получения займа в форме денежных средств, материальных ценностей, услуг и содержащий условия по их возврату, оплате процентов и других затрат;
31) лимит бюджетных обязательств - предельная норма бюджетных средств для выполнения получателем бюджетных обязательств;
32) международный договор - равноправное и добровольное соглашение Кыргызской Республики с одним или несколькими государствами, международными организациями или с другими субъектами международного права относительно прав и обязанностей в области международник отношений;
33) нерезидент - юридическое или физическое лицо, имеющее постоянное местожительство или постоянное местонахождение за пределами Кыргызской Республики, зарегистрированное или созданное в соответствии с законодательством иностранных государств;
34) нефинансовые активы - это объекты, находящиеся в пользовании и ведении государственных органов и органов местного самоуправления, приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения;
35) официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие добровольный характер, полученные от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций;
36) очередной бюджетный год - год, следующий за текущим бюджетным годом;
37) получатель бюджетных средств - бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств на основании законодательства Кыргызской Республики, решения соответствующего органа или договора и ответственное за их использование и учет;
38) плановый период - два года, следующие за очередным бюджетным годом;
38-1) прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики - система научно-обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Кыргызской Республики на предстоящий период с указанием основных прогнозируемых показателей и целевых ориентиров;
39) распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, получающие бюджетные ассигнования от главного распорядителя бюджетных средств;
40) сектор государственного управления - это совокупность государственных органов, органов государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
40-1) система государственного прогнозирования в Кыргызской Республике - совокупность взаимосвязанных элементов, состоящая из принципов, документов, процессов и участников государственного прогнозирования, обеспечивающая развитие страны на среднесрочный (от 3 лет до 5 лет), долгосрочный (на 10 лет и более) периоды;
41) Совет Кабинета Министров по фискальной и инвестиционной политике Кыргызской Республики (далее - Совет Кабинета Министров) - коллегиальный орган, созданный Кабинетом Министров для рассмотрения Основных направлений фискальной и инвестиционной политики Кыргызской Республики, проекта бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики и их секвестирования, принятия согласованных решений по бюджетным показателям главных распорядителей бюджетных средств и разногласиям при их формировании;
42) текущий бюджетный год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной бюджетный год и плановый период;
43) уполномоченный государственный орган по прогнозированию и исполнению бюджета (далее - уполномоченный государственный орган) - центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров на осуществление выработки государственной политики, координационное регулирование и выполнение исполнительных функций в бюджетной и финансовой сферах;
44) уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию - центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров на осуществление разработки и реализации единой государственной политики в области экономического развития и налоговой сфере;
45) утвержденные бюджеты - принятые Жогорку Кенешем или местными кенешами соответствующие бюджеты;
46) уточненные бюджеты - принятые Жогорку Кенешем и местными кенешами соответствующие бюджеты с учетом внесенных изменений;
47) финансовые активы -это активы, предоставляющие право их владельцам получать один или несколько платежей от других институциональных единиц в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными в контракте (договоре);
48) фискальная политика - это налогово-бюджетная политика по управлению и регулированию государственными финансами.
2. Другие термины и понятия бюджетного законодательства Кыргызской Республики, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса. Термины и понятия законодательства Кыргызской Республики других отраслей, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в законодательствах этих отраслей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(В редакции Законов КР от 18 июля 2018 года N 69, 18 января 2022 года N 2)