Размер шрифта
Интервал
Изображения
Счетная палата
Кыргызской Республики

Телефон доверия
+996 (555) 500-985
Для абонентов ОАО «Кыргызтелеком» звонок бесплатный

По результатам проведенного аудита исполнения бюджета Социального фонда Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики за 2022 года установлено финансовые нарушения, резервы и потери бюджета а также нерациональное использования средств при исполнении бюджета. В частности:

При исполнении бюджета 2022 года допущено финансовых нарушений на 536,8 млн. сомов, из  них подлежат к восстановлению 351,5 млн. сомов, восстановлено 349,4 млн. сомов, в том числе:

  • Средства подлежащее к возврату в доход республиканского бюджета 349,4 млн. сомов, восстановлено:
  • Командировочные расходы оплаченные без подтверждающих документов в сумме 14,7 тыс. сомов, восстановлено. 
  • Доходы полученные на остатки средств подлежащих к возврату в республиканского бюджета 2,1 млн. сомов, не восстановлено.

Нарушения при выплате заработной платы 8,1 млн. сомов, в том числе;

  • выплаты надбавок за особые условия труда без соответствующего проведения аттестации рабочих мест 2,7 млн. сомов;
  • финансовые нарушения при оплате отпускных 5,4 млн. сомов; 
  • расходы по доставке и переводу пенсии и компенсаций через ГП «Кыргызпочтасы» и коммерческих банков в сумме 177,0 млн. сомов, относящиеся к статье «Расходы на оплату услуг банков» проведено за счет средств, предусмотренных по статье  «Пособия по социальному обеспечению» без разделения.

По результатам Совета Счетной палаты Кыргызской Республики в целях недопущении финансовых нарушении со стороны Министерством финансов Кыргызской Республики, министерству направлено рекомендация на сумму 526,4 млн сомов.

Счетная палата Кыргызской Республики провела проверку соответствия соблюдения доходной части республиканского бюджета и исполнения бюджета в Фонде управления государственным имуществом при Министерстве экономики и торговли Кыргызской Республики за период 2022 года.

В результате проверки в фонде выявлено 75 нарушений законов и правовых норм. Сумма выявленных финансовых нарушений составила 964 782,7 тыс. сомов, из них: 124 023,5 тыс. сомов являлись суммой, подлежащей восстановлению, в ходе проверки восстановлено 1 020,8 тыс. сомов.

Согласно классификации финансовых нарушений Счетной палаты КР структура нарушений выглядит следующим образом:

  1. Нарушения, допущенные при подготовке и рассмотрении проекта бюджета бюджетной системы Кыргызской Республики: количество нарушений законов и правовых норм – 9, сумма выявленных финансовых нарушений – 610,5 тысяч сомов, которая подлежит полному восстановлению.
  2. Нарушения и недостатки при исполнении бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики: количество нарушений законов и положений нормативных правовых актов – 27, сумма выявленных финансовых нарушений – 920 024,2 тыс. сомов, из них: 110 962,3 тыс. сомов должно быть восстановлено, в ходе проверки восстановлено 504,2 тыс. сомов.
  3. Нарушения и недостатки в использовании имущества: количество – 11, сумма выявленных финансовых нарушений – 18 382,5 тыс. сомов, из них: 10 567,2 тыс. сомов подлежат восстановлению, в ходе проверки восстановлено 389,1 тыс. сомов;
  4. Нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности: количество – 15, сумма выявленных финансовых нарушений – 10 674,6 тыс. сомов, из них: 1 883,5 тыс. сомов подлежат восстановлению, в ходе проверки восстановлено 127,5 тыс. сомов.
  5. Нарушения законодательства о государственных закупках: количество – 5, сумма выявленных финансовых нарушений – 15 090,9 тысяч сомов.
  6. Коллизии правил и норм международных договоров и процессуальные нарушения: число – 8, в этой части классифицируются только процессуальные нарушения, поэтому они не могут быть представлены в денежной форме.

По итогам проверки соответствия, проведенной Счетной палатой Кыргызской Республики бюджета Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики за период 2022 года, выявлены следующие финансовые нарушения, бюджетные резервы и потери, а также нерационально использованное средства. В частности, в организациях здравоохранения:

Финансовые нарушения:

Выявлены финансовые нарушения на сумму 147 млн 793,3 тысячи сомов, из них: 50 млн 361 300 сомов подлежат восстановлению, 31млн 337,7 тысяч сомов восстановлено. Среди них:

Дефицит денежных средств и товаров составил 422,2 тыс. сомов, из них:

  • недостаток средств 6,6 тысяч сомов, восстановлено;
  • недостача товарно-материальных ценностей составляет 415,6 тыс. сомов, по результатам проверки восстановлено 371,5 тыс. сомов, не восстановлено 44,1 тыс. сомов.

Нарушения и недостатки при расходовании средств составляют 144 млн 992,9 тысячи сомов. Из них: 47 млн 560,9 тысячи сомов должно быть восстановлено, в ходе аудита восстановлено 29 млн 728,1 тысячи сомов. Среди них:

  • необоснованные выплаты по заработной плате 96 620,3 тыс. сомов;
  • необоснованное расходование материальных ценностей и денег на сумму 143,6 тысяч сомов, но 143,6 тысяч сомов в ходе аудита восстановлено полностью;
  • необоснованное расходование командировочных расходов на сумму 1003,8 тысячи сомов;
  • завышение объемов строительно-монтажных работ 4 939,2 тысячи сомов;
  • 13 481,4 тыс. сомов бюджетных средств были использованы не по назначению: 4,5 тыс. сомов восстановлено, 13 476,9 тыс. сомов не восстановлено;
  • сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженности на сумму 28 804,6 тыс. сомов. Из них: подлежат восстановлению 28 804,6 тыс. сомов, восстановлено 28 231,4 тыс. сомов;
  • дополнительные расчетные доходы бюджета составили 2 378,2 тыс. сомов, из них: 1 231,5 тыс. сомов восстановлены.

Резервы и потери бюджета:

Резервы и потери бюджета составили 4 957 748,6 тысяч сомов, из них 282 981,8 тысячи сомов должны быть восстановлены, 42 250,2 тысячи сомов восстановлено, 240 371,6 тысяч сомов не восстановлено. Среди них:

  • завышение стоимости товарно-материальных ценностей составляет 41 586,0 тысяч сомов, из них 71,3 тысячи сомов подлежат восстановлению,  восстановлено 4,7 тысяч сомов;
  • излишнее финансирование бюджетных учреждений составило 219,9 тысяч сомов, не полностью перечислено в бюджет;
  • нарушения, связанные с выплатой заработной платы на 21 106,3 тыс. сомов;
  • прочие резервы и убытки бюджета составили 4 894 836,4 тысячи сомов, из них восстановлению подлежат 282 690,6 тысяч сомов,  в ходе аудита восстановлено 42 245,5 тысяч сомов.

Нерационально использованные средства:

Нерационально использованные средства составили 85 589,8 тыс. сомов, из них: 57 536,9 тыс. сомов подлежат восстановлению.

Средства, израсходованные на определенные мероприятия без достижения планируемых целей 33 463,6 тыс. сомов, из них 6 625,3 тыс. сомов, подлежат восстановлению.

В соответствии с Инструкцией «О порядке учета товарно-материальных запасов и остатков денежных средств при расчете годовых отчетов при финансировании бюджетных учреждений», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 ноября 2011 года №694:

  • сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей  составило 43 653,3 тысячи сомов;
  • превышение дебиторской задолженности над кредиторской на 7 252,2 тыс. сомов;
  • к концу года неиспользованный остаток бюджетных средств на банковских счетах бюджетных учреждений составляет 6,1 тысячи сомов, которые должны быть восстановлены;
  • допущено нарушение требований Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», выявлено нарушений на сумму 1 214,6 тысячи сомов.

Дорогие кыргызстанцы! Поздравляю вас с Днем Независимости Кыргызской Республики! Этот праздник считается символом свободы Кыргызской Республики. Наша независимость – это наше священное наследие, оставленное нам нашими предками, которые веками сражались, отдавали свои жизни и проливали свою кровь. Со дня независимости наша страна прошла через немало трудностей, несмотря на это, кыргызский народ каждый раз доказывает, что он стабильный, терпеливый и великий народ. Давайте сохраним независимость как зеницу ока и будем способствовать росту и процветанию нашей страны.
Верю, что совместными усилиями и упорным трудом мы продолжим великую историю Кыргызстана и его всестороннее развитие.
В этот важный день желаю вам счастливой жизни, крепкого здоровья и стабильности. Пусть у каждого из вас в доме всегда будет мир и согласие.
С уважением, Председатель Счетной палаты Алмазбек Акматов.

23 августа 2023 года на Колллегии территориального подразделения Счетной палаты Кыргызской Республики по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям рассмотрела материалы аудита соответствия составления и исполнения местных бюджетов, деятельности муниципальных предприятий Жайылского района, Чуйской области и исполнения бюджетов отдельных учреждений, находящихся на республиканском бюджете, за период 2022 года.

Всего, по результатам проведенных аудитов в Жайылском районе:

Выявлено финансовых нарушений – 3 660,9 тыс. сомов, в том числе:

- нарушения и недостатки при расходовании средств – 2 784,8 тыс. сомов, из них:

  •  необоснованные выплаты заработной платы – 1 578,7 тыс. сомов;
  •  необоснованное списание материальных ценностей и денежных средств, включая подотчетные  суммы – 9,5 тыс. сомов;
  •  завышение объемов строительно-монтажных работ – 305,9 тыс. сомов;
  •  сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженность – 890,7 тыс. сомов;

 - дополнительно начисленные доходы бюджета – 455,0 тыс. сомов, из них:

  •  нарушение налогового и таможенного законодательства – 93,1 тыс. сомов;
  • арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет – 361,9 тыс. сомов.

- дополнительно начисленные доходы Соцфонда – 421,1 тыс. сомов.

Установлены резервы и потери бюджета – 7 982,3 тыс. сомов, в том числе:

  •  нарушения при выплате заработной платы – 598,5 тыс. сомов;
  • потери бюджета по налоговым, таможенным и другим платежам и по расходной части бюджета, в связи с принятием Правительством КР, органами местного самоуправления и другими органами решений, противоречащих действующему законодательству, занижением при формировании бюджета показателей его доходной части и завышением показателей расходной части – 6 123,8 тыс. сомов;
  • другие резервы и потери бюджета – 1 260,0 тыс. сомов.

Выявлены нерационально использованные средства – 1 263,2 тыс. сомов, в том числе:

  •  сверхнормативные запасы ТМЦ и средства в расчетах – 1 263,2 тыс. сомов.

Во все аудированные органы местного самоуправления Жайылского района Чуйской области направлены предписания для устранения выявленных финансовых нарушений и недостатков.

Согласно решению Коллегии, направлены информации об итогах аудитов в соответствующие айылные кенеши, для рассмотрения.

 

Территориальное подразделение Счетной палаты Кыргызской Республики по г. Ош, Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений и анализа социально-экономического развития Лейлекского района за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены районная государственная администрация, Лейлекское управление министерства финансов Кыргызской Республики,  мэрия города Раззаков, органы местного самоуправления и их муниципальные учреждения.

Произведенными аудитами установлены финансовые нарушения всего – 4790,3 тыс. сомов, в том числе: недостача товарно-материальных ценностей – 13,4 тыс.сомов, нарушения и недостатки при расходовании средств всего – 4445,0 тыс. сомов, из них:

  • необоснованные выплаты заработной платы – 470,4 тыс. сомов;
  • необоснованное списание материальных ценностей и денежных средств – 141,4 тыс.сомов (из нрих, переплата командировочных расходов 58,3 тыс. сомов);
  • завышение объемов и стоимости СМР – 1819,8 тыс. сомов;
  • нецелевое использование бюджетных средств – 120,4 тыс.сомов;
  • сокрытия по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженность – 1893,0 тыс.сомов;
  • дополнительное начисление доходов в бюджет – 243,5 тыс.сомов;
  • дополнительное начисление страховых взносов в доход Социального фонда Кыргызской Республики – 88,4 тыс. сомов.

Из выявленных финансовых нарушений подлежит к восстановлению – 4344,0 тыс.сомов, восстановлено в ходе аудита – 1657,1 тыс. сомов, невосстановленная сумма составляет – 2686,9 тыс. сомов.

Кроме того, выявлены резервы и потери бюджета всего – 340,9 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей – 29,7 тыс.сомов;
  • не соответствие доходной части проекта бюджета с требованиям бюджетного законодательства – 135,4 тыс.сомов;
  • другие резервы и потери бюджета – 175,5 тыс.сомов (штрафы за нарушения правил пользования электроэнергией, потери арендной платы земель ФПС).

Материалы аудита айыльного округа Кен-Талаа с выявленной суммой завышения объемов СМР – 618,0 тыс.сомов и материалы аудита ДМС мэрии г. Раззакова с переходящей дебиторской задолженностью – 957,9 тыс.сомов, переданы в Баткенскую областную прокуратуру для дачи правовой оценки.

В связи со значительными изменениями законодательства в сфере государственных закупок в 2022 году, с 08 по 10 августа 2023 года при поддержке проекта «Фискальная подотчетность и устойчивая торговля» финансируемый ЮСАИД (FAST USAID), Счетная палата Кыргызской Республики провела обучающий тренинг для сотрудников Счетной палаты Кыргызской Республики на тему: «Основные требования Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках».

Тренером выступила эксперт, тренер Учебного центра Министерства финансов Кыргызской Республики, консультант проекта FAST USAID по государственным закупкам - Абдымомунова Сайна.

В ходе тренинга сотрудникам Счетной палаты Кыргызской Республики была представлена информация о новшествах в сфере государственных закупок, этапы государственных закупок от планирования до администрирования контракта, виды оценок предложений, механизм обжалования, применение электронного каталога «Тандоо».

Участники тренинга получили и обсудили актуальную информацию о новшествах в законодательстве в сфере государственных закупок, кроме этого, высказали мнения о системе государственных закупок. Также узнали, каким образом, применять инструменты и механизмы государственных закупок при проведении аудита государственных закупок. В практической части тренинга были организованы дискуссии в группах по кейсам.

По завершению тренинга, участники внесли предложения по совершенствованию системы государственных закупок, а также получены сертификаты об участии на тренинге.

Счетная палата КР провела аудит соответствия деятельности Открытого акционерного общества «Учкун» за 2020-2022 годы

Выявлено всего финансовых нарушений на 2809,4 тыс.сомов, из них:   

Нарушения связанные с выплатой заработной платы, командировочных расходов, пособий, компенсаций и других выплат на 1551,2 тыс. сомов.

В отсутствие нормы, регулирующей вопросы установления надбавок за совмещение вакантных должностей, работникам ОАО «Учкун» была необоснованно установлена надбавка к окладу за совмещение вакантной должности и начислена заработная плата всего на сумму 1322,9 тыс.сомов и отчисления в Социальный фонд КР на сумму 228,3 тыс.сомов, из них в 2020 году - 305,3 тыс. сомов и отчисления в Социальный фонд КР на сумму 52,7 тыс. сомов, 2021 году на сумму 534,3 тыс. сомов и отчисления в Социальный фонд КР в сумме 92,2 тыс. сомов, в 2022 году на сумму 483,3 тыс. сомов и отчисления в Социальный фонд КР в сумме 83,4 тыс. сомов;

Списание товарно-материальных ценностей и имущества без подтверждающих документов на 1007,1 тыс.сомов:

так приняты авансовые отчеты от подотчетных лиц и списаны без соблюдения требований Учетной политики Общества:

  • товарно-материальные ценности на сумму 238,5 тыс.сомов, из них за 2020 год - 129,6 тыс.сомов,  2021 год - 108,9 тыс.сомов;
  • расходы за ремонт и техобслуживание автотранспортных средств на сумму 768,6 тыс.сомов, из них за 2020 год - 267,1 тыс.сомов, 2021 год - 333,1 тыс.сомов, 2022 год - 168,4 тыс.сомов.

Прочие нарушения порядка учета и отчетности на 251,1 тыс.сомов:

так приняты авансовые отчеты от подотчетных лиц и списаны без соблюдения требований Учетной политики Общества:

  • представительские расходы на сумму 230,9 тыс.сомов, из них за 2020 год - 47,2 тыс.сомов, 2021 год -139,2  тыс.сомов, 2022 год-44,5  тыс.сомов;
  • расходы за услуги на сумму 20,2 тыс.сомов, из них за 2021 год -10,0 тыс.сомов, 2022 год- 10,2 тыс.сомов.

В соответствии с планом аудиторской деятельности на 2023 год территориальным подразделением Счетной палаты Кыргызской Республики по Ысык-Кульской и Нарынской областям проведен аудит составления и исполнения местного бюджета Тонского района Иссык-Кульской области за период 2021-2022 года.

Произведенными аудитами выявлено всего финансовых нарушений на – 18 млн 181,5 тыс. сомов, из подлежащих возмещению – 8352,8 тыс. сомов восстановлено всего – 3384,3 тыс. сомов из них:

  • непринятие мер по обеспечению поступлений и возврата средств в бюджеты бюджетной системы Кыргызской Республики – 1471,5 тыс. сомов;
  • не перечисление средств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Кыргызской Республики – 300,8 тыс. сомов;
  • нарушения порядка предоставления средств из бюджета – 25,3 тыс. сомов;
  • нецелевое использование средств бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики – 3594,3 тыс. сомов;
  • нарушения при использовании бюджетных средств на капитальные вложения и выполнении строительных работ – 651,9 тыс. сомов;
  • принятие и подтверждение обязательств, и расходование сверх утвержденных показателей (сверхнормативные и неподтвержденные расходы) – 1100,6 тыс. сомов;
  • недоплаты и несвоевременные выплаты заработной платы, командировочных расходов, пособий, компенсаций и других выплат – 568,6 тыс. сомов;
  • необеспечение сохранности имущества – 3058,9 тыс. сомов; 
  • нарушения при использовании имущества – 2456,3 тыс. сомов;
  • прочие нарушения при использовании имущества – 4,1 тыс. сомов;
  • нарушения нормативных правовых актов о бухгалтерском учете – 2490,7 тыс. сомов;
  • нарушения Закона "О государственных закупках" – 2091,6 тыс. сомов.
  • процедурные нарушения норм отраслевых нормативных правовых актов – 366,9 тыс. сомов.

Выявлено 3 процедурных нарушения в сфере государственных закупок и 18 прочих процедурных нарушений.

Наиболее крупные суммы финансовых нарушений выявлены в следующих айыл окмоту:

  1.  айыл окмоту Ак-Терек – 1120,2 тыс. сомов;
  2.  айыл окмоту им. Б. Мамбетова – 1033,3 тыс. сомов
  3.  айыл окмоту Кажы-Сай – 1737,9 тыс. сомов;
  4.  айыл окмоту Кун-Чыгыш  - 3386,6 тыс. сомов;
  5.  айыл окмоту Кок-Мойнок – 1981,7 тыс. сомов;
  6.  айыл окмоту Тон  - 1705,7 тыс. сомов;
  7.  айыл окмоту Торт -Куль – 2819,7 тыс. сомов;
  8.  айыл окмоту Улахол – 2425,0 тыс. сомов.

Результаты аудита составления и исполнения местного бюджета Тонского района рассмотрены на заседании коллегии территориального подразделения с участием руководства Тонской райгосадминистрации, глав айыл окмоту, руководителей учреждений, предприятий и финансовых работников.

По результатам аудита в Аппарат Полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в Иссык-Кульской области, председателям айылных Кенешей направлены отчеты, в проаудированные айыл окмоту, учреждения и предприятия направлены предписания для устранения выявленных финансовых нарушений и недостатков.

Для дачи правовой оценки переданы:

- ГКНБ по Иссык-Кульской области по вопросу неисполнения предписания территориального подразделения айыл окмоту Кажы-Сай по результатам предыдущего аудита за период 2019-2020 г.  и материалы аудита в МП «Машино-тракторная станция Кок-Мойнок» за период 2021-2022 г.;

- прокуратуру Иссык-Кульской области материалы аудита по отдельным вопросам в айыл окмоту Кок-Мойнок за период 2021-2022 г.,

- ОВД Тонского района по вопросу не восстановления виновным лицом сгоревшей в пожаре автомашины ХОВО балансовой стоимостью 1920,0 тыс. сомов айыл окмоту Улахол.

Территориальное подразделение Счетной палаты Кыргызской Республики по г. Ош, Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областям провела аудит соответствия составления и исполнения бюджета органов местных самоуправлений и анализа социально-экономического развития Баткенского района за период 2021-2022 года.

Аудитом охвачены районная государственная администрация, Баткенское управление министерства финансов Кыргызской Республики, органы местного самоуправления и их муниципальные учреждения.

Произведенными аудитами установлены финансовые нарушения всего на – 8313,2 тыс. сомов, в том числе: нарушения и недостатки при расходовании средств всего на – 7934,1 тыс. сомов, из них:

  • необоснованные выплаты заработной платы – 594,4 тыс. сомов;
  • необоснованное списание материальных ценностей и денежных средств на – 178,1 тыс.сомов;
  • переплата командировочных расходов –33,2 тыс. сомов;
  • использование средств минуя систему казначейства – 79,0 тыс. сомов;
  • завышение объемов и стоимости СМР на – 3090,2 тыс. сомов;
  • нецелевое использование бюджетных средств – 10,8 тыс.сомов;
  • сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолжености – 3981,6 тыс.сомов;
  • дополнительные начисления в доход бюджета – 155,3 тыс.сомов;
  • дополнительно начисление в  доход Социального фонда Кыргызской Республики  – 223,8 тыс. сомов.

Из выявленных финансовых нарушений подлежит восстановлению – 7832,2 тыс. сомов, восстановлено в ходе аудита – 1135,3 тыс. сомов, не восстановлено – 6698,9 тыс. сомов.

Кроме того, выявлены резервы и потери бюджета всего на – 165,0 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей – 43,5 тыс.сомов (потеря дохода от аренды пастбищных угодий);
  • нарушения при выплате заработной платы – 121,5 тыс. сомов.

Выявлены нерациональное использование бюджетных средств на – 1222,8 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей – 722,8 тыс.сомов;
  • средства, израсходованные на определенные мероприятия без достижения планируемых целей – 450,0 тыс. сомов.

Выявленные нерациональное использование бюджетных средств подлежат восстановлению полностью, в ходе аудита не восстановлено.

В результате допущенной ошибки ведения бухгалтерского учета, выявлены неоприходованные на баланс основные средства и материальные ценности всего на сумму 967,0 тыс.сомов, которые в ходе аудита приняты на баланс соответствующих учреждений.  

Материалы аудита мэрии г. Баткен с выявленной суммой завышения СМР на 2098,2 тыс. сомов, айыльного округа Кара-Булак с потерей бюджета на 450,0 тыс. сомов и дебиторской задолженностью на 100,0 тыс. сомов, айыльного округа Самаркандек с завышением СМР на 362,2 тыс. сомов, переданы в правоохранительные органы для дачи правовой оценки.

Сегодня, 27 июля 2023 года, Совет Счетной палаты Кыргызской Республики на очередном заседании одобрил отчет о проведении аудита соответствия исполнения и составления бюджета города Бишкек за 2021 год.

В ходе аудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 млрд 778 млн 355,6 тыс. сомов.

Из них:

- недостачи товарно-материальных ценностей – 1 282,3 тыс. сомов;

- необоснованные выплаты заработной платы – 917 297,9 тыс. сомов;

- необоснованное списание материальных ценностей – 8880,8 тыс. сомов;

- переплачены по статье командировочных расходов – 635,2 тыс. сомов;

- завышение объемов строительно-монтажных работ – 12 891,3 тыс. сомов;

- нецелевое использование бюджетных средств – 441,3 тыс. сомов;

- в коммунальном предприятии «Бишкекжылуулукэнерго» выявлено нецелевое использование – 3264,9 тыс. сомов;

- сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженность – 12 232,4 тыс. сомов;

- необоснованно выделены из республиканского бюджета состоящим на бюджетах другого уровня – 805 000,0 тыс. сомов;

- начислены дополнительные доходы в бюджет составили – 15 989,2 тыс. сомов;

- начислены дополнительные доходы в бюджет социального фонда составили – 440,3 тыс. сомов;

Выявлены резервы и потери бюджета 5 034 251,1 тыс. сомов.

Из них:

- сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей – 2 456,2 тыс. сомов;

- излишнее финансирование бюджетных учреждений – 128 224,1 тыс. сомов;

- нарушения при выплате заработной платы – 281 613,6 тыс. сомов;

- другие резервы и потери бюджета – 4 621 957,2 тыс. сомов.

Выявлены нерационально использованные средства 1 171 181,1 тыс. сомов.

Из них:

- средства, израсходованные на определенные мероприятия, без достижения планируемых целей – 188 102,6 тыс. сомов;

- сверхнормативные запасы ТМЦ и средства в расчетах – 983 000,0 тыс. сомов;

- нарушения при осуществлении государственных закупок – 78,5тыс. сомов.

Финансовые нарушения, выявленные в общественных и прочих организациях на сумму 42 454,8 тыс. сомов.

Материалы, содержащие некоторые финансовые нарушения в ходе аудита, были направлены Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики для дачи правовой оценки. 

По итогам заседания принято соответствующее постановление и направлены объектам аудита предписания и рекомендации Счетной палаты об устранении выявленных финансовых нарушений и недостатков в целях недопущения их в дальнейшей деятельности.

 

Сегодня, 24 июля 2023 года на Колллегии территориального подразделения Счетной палаты Кыргызской Республики по городу Бишкек, Чуйской и Таласской областям рассмотрела материалы аудита соответствия составления и исполнения местных бюджетов, деятельности муниципальных предприятий Панфиловского района, Чуйской области и исполнения бюджетов отдельных учреждений, находящихся на республиканском бюджете, за период 2022 года.

Всего, по результатам проведенных аудитов в Панфиловском районе:

Выявлено финансовых нарушений – 7 905,2 тыс. сомов, в том числе:

-  недостачи и хищения – 222,8 тыс.сомов.

-  нарушения и недостатки при расходовании средств – 7 272,7 тыс. сомов, из них:

  • необоснованные выплаты заработной платы – 1 728,1 тыс. сомов;
  • завышение объемов строительно-монтажных работ – 5 376,8 тыс. сомов;
  • сокрытая по учету дебиторская и завышенная кредиторская задолженность – 167,8 тыс. сомов;

 - дополнительно начисленные доходы бюджета – 407,7 тыс. сомов, из них:

  • нарушения налогового и таможенного законодательства – 2,0 тыс. сомов;
  • арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет – 405,7 тыс. сомов.

 - дополнительно начисленные доходы Соцфонда – 2,0 тыс. сомов

Установлены резервы и потери бюджета – 14 420,3 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные расходы товарно-материальных ценностей – 102,1 тыс. сомов;
  • нарушения при выплате заработной платы – 4 599,2 тыс. сомов;
  • потери бюджета по налоговым, таможенным и другим платежам и по расходной части бюджета в связи с принятием Правительством КР, органами местного самоуправления и другими органами решений, противоречащих действующему законодательству, занижением при формировании бюджета показателей его доходной части и завышением показателей доходной части – 4 435,6 тыс. сомов;
  • другие резервы и потери – 5 283,4 тыс. сомов.

Выявлены нерационально использованные средства – 4 083,4 тыс. сомов, в том числе:

  • сверхнормативные запасы ТМЦ и средства в расчетах – 4 083,4 тыс. сомов.

Во все аудированные органы местного самоуправления Панфиловского района Чуйской области направлены предписания для устранения выявленных финансовых нарушений и недостатков. Кроме этого, материалы в отношении бывшего главного бухгалтера Панфиловской районной государственной администрации У. Саманчиева, в части присвоения денежных средств, а также, по выявленному завышению стоимости работ подрядчиком ОсОО «НЭК Лтд» по объекту «Устройство новых оросительных лотков ЛР 60; ЛР 40, с ж/б опорами длиной 4200 метров» в сумме 5 049,3 тыс. сомов, решено передать в Чуйскую областную прокуратуру для дачи правовой оценки.

Согласно решению Коллегии, направлены информации об итогах аудитов в соответствующие айылные кенеши, для рассмотрения.

Панфиловской районной государственной администрации рекомендовано рассмотреть итоги аудитов составления и исполнения местных бюджетов, деятельности муниципальных предприятий и исполнения бюджетов отдельных учреждений, находящихся на республиканском бюджете Панфиловского района на заседании коллегии, определить комплекс мероприятий по устранению выявленных финансовых нарушений и недостатков, недопущению их в дальнейшем, а также, взять на особый контроль и обеспечить безусловное исполнение требований предписаний территориального подразделения, направленных по результатам проведенных аудитов в органы местного самоуправления Панфиловского района.

Председатель Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Данияр Толонов, председатель  Комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Улан Примов 14 июля 2023 года, встретились с делегацией во главе с президентом  Верховной контрольной палаты Республики Польша Марианом Банасом. Во встрече участие принял также председатель Счетной палаты Кыргызской Республики Алмазбек Акматов.

Председатель Комитета по бюджету, экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Данияр Толонов отметил, что Верховная контрольная палата Республики Польша имеет свою многолетнюю историю, является одним старейших государственных учреждений. «Сотрудничество между Счетной Палатой Кыргызской Республики и Верховной контрольной палатой Республики Польша позволит улучшить методику проведения аудиторской проверки», -подчеркнул Данияр Толонов, добавив, что  государственный аудит обеспечивает  эффективное управление бюджетных средств.

Председатель  Комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Улан Примов напомнил, что Жогорку Кенеш ежегодно заслушивает отчет и  утверждает аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики. Он добавил, что  сотрудничество между Счетной Палатой Кыргызской Республики и Верховной контрольной палатой Республики Польша – это обмен методами и стандартами в сфере осуществления государственного аудита.

Президент  Верховной контрольной палаты Республики Польша Мариан Банас в свою очередь обозначил важность осуществления  контроля расходования бюджетных средств, поскольку это повышает эффективность управления бюджетными средствами. Он выразил свою готовность  в дальнейшем продолжении сотрудничества.

Отметим, что стороны обсудили вопросы в сфере осуществления государственного аудита, эффективного управления бюджетных средств.

14 июля 2023 года в Бишкеке состоялась встреча Председателя Счетной палаты КР Алмазбека Акматова с делегацией Высшего органа аудита Республики Польша во главе с президентом Марианом Банасом. В состав делегации также вошли советники президента  ВОА Войцех Кутыла и Гжегорж Хабер, а также старший менеджер IDI (Инициатива развития) INTOSAI (Международная организация высших органов аудита) Йостейн Теллнес.

Целью визита делегации ВОА Республки Польша и IDI INTOSAI является работа над совместным проектом, направленным на повышение институционального развития Счетной палаты Кыргызской Республики.

Состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Счетной Палатой Кыргызской Республики и Высшим органом аудита Республики Польша, а также трехстороннее соглашение в рамках Глобальной инициативы по подотчетности высших органов аудита (GSAI) о сотрудничестве между Счетной Палатой Кыргызской Республики, Высшим органом аудита Республики Польши и Инициативой развития INTOSAI. Указанные соглашения предоставят возможность для эффективного сотрудничества в части  обмена опытом в области методологии и порядка осуществления внешнего государственного аудита, взаимодействия в сфере совершенствования профессиональных навыков, обмена информационно-справочными материалами, организации и проведения консультаций, совместных исследований и совместных (параллельных) аудиторских мероприятий, семинаров, конференций и рабочих встреч.

В ходе встречи обсуждались вопросы реализации вышеназванных соглашений, которые касаются улучшения методологической базы в соответствии с международными стандартами аудита, обучения сотрудников и поддержки процессов аудита с использованием цифровизации.

Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики Алмазбек Акматов выразил признательность делегации Высшего органа аудита Республики  Польши и представителю Инициатива развития INTOSAI за поддержку и проявил надежду на успешное сотрудничество в реализации совместного проекта.

Счетная палата КР провела аудит в Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Кабинете Министров Кыргызской Республики за период 2021 года

Всего выявлено нарушений финансовой дисциплины и не соответствие нормативным актам на сумму 656 млн 052,6 тыс. сомов, из них:

- Завышение объемов строительно-монтажных работ, объемных и стоимостных показателей выполненных работ, а также необоснованных принятий к оплате объемов подрядных работ на общую сумму 60,1 млн.сомов, в том числе: за счет профинансированных средств из республиканского бюджета по капвложениям – 38,2 млн.сомов и Саудовским фондом развития по проекту «Строительство государственных школ» - 21 899,8 тыс. сомов.

- Постановлением Правительства КР от 11.06.2012 года № 387 «Об утверждении основных технических показателей общеобразовательных школ» утверждена максимальная стоимость строительства (СМР) 1 кв.м школ, без коммуникаций и оборудования, на территории Кыргызской Республики. Однако, проектная стоимость основной части школ, составленные за 2015-2020 годы, превышают утвержденный постановлением Правительства КР от 11.06.2012 года № 387 максимальной стоимости строительства расчетно на сумму 201,5 млн. сомов.

Как показал анализ, в 2021 году фактическая стоимость СМР завершенных строительством школ с котельной и спортзалом на 1 кв. метр варьируется от 23,0 тыс.сом до 71,0 тыс.сом. При этом, по 4-м школам фактическая стоимость СМР превышает утвержденный постановлением Правительства КР от 11.06.2012 года № 387 максимальной стоимости строительства на 34,8 млн.сомов.

- По состоянию на 01.01.2021 года в списке переходящих объектов с 0% строй готовностью (ПСД) числится 127 объектов капитального строительства на сумму 6 987,1 млн.сомов (49,7% от общей потребной суммы на завершения капстроительства переходящих объектов), по которым необходимо провести оценку социально-экономической эффективности. Так как, из 127 объектов с 0% строй готовностью, школы составляют - 85 на сумму 5 021,5 млн. сомов, из которых 44 школ на сумму 2 111,5 млн. сомов, не значится в списке аварийных и требующих безотлагательного строительства школ, предложенные Межведомственной комиссией по инвентаризации аварийных зданий общеобразовательных организаций Кыргызской Республики.

Между тем, при 3-х сменном обучении в аварийных школах, наполняемость в 5-ти школах, завершенных строительством в 2020-2022 годах, даже в 1 смену не обеспечивается или составляет от 45 до 70% от проектной мощности.

Несмотря на непригодность отдельных аварийных школ (имеются школы 1927-1940 годов постройки), где учебный процесс ведется вне зданий школ (детские сады, клубы, ФАПы, частные дома и др. здания), из 245 аварийных школ в 59 школах еще не определены источники финансирования, 44 школ находится на проектном уровне с 0% готовности, 58 школ, числящиеся в незавершенном строительстве остались не включенными в Перечень финансируемых объектов из республиканского бюджета на 2021 год или из других источников (проекты ВБ, Саудовского фонда развития и т.д.).

- В связи со слабым освоением средств ГИ по проектам, предусмотренным по ГААСиЖКХ при КМ КР, в соответствии с пунктом 2.02. кредитных соглашений с Европейским Банком Реконструкции и Развития, из республиканского бюджета выплачена Европейскому Банку Реконструкции и Развития по 22 проектам комиссия за резервирование кредитных средств на общую расчетную сумму 129 248,4 тыс. сомов (по курсу НБКР на 31.12.2021г.).

- По проекту «Реабилитация системы водоснабжения и канализации в г.Кара-Балта» за период срока реализации проекта освоение средств не производилось. При этом, расходы по обслуживанию госдолга составили в сумме 89,7 тыс.евро или расчетно 8 595,6 тыс.сомов (по курсу НБКР на 31.12.2021г.), из них: произведено снятие разовой комиссии и капитализировано в счет освоения средств в сумме 20,0 тыс.евро или расчетно 1 915,7 тыс.сомов, которая погашена в полном объеме.

- В нарушение Положения о порядке установления доплат за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, в отсутствии в коллективном договоре или в отдельном документе утвержденного Перечня рабочих мест с тяжелыми, вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отсутствии ежегодного пересмотра перечня рабочих мест с вредными условиями труда и измерения уровней электромагнитных излучений (не проведен с 2018 года) выплачены надбавки за вредные условия труда по Центральному аппарату Госстроя в сумме 1 642,3 тыс.сомов, ДРПВВ – 365,8 тыс.сомов.

- По ГУ «Бишкекглавархитектура» доплаты за вредные условия труда в сумме 5 841,6 тыс.сомов произведены при несоблюдении требований Положения О порядке установления доплат за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда», в отсутствии приказа «О проведении аттестации рабочих мест» и условий по Коллективному договору. Также в отсутствии нормативного акта необоснованно выплачена премия работникам на 7 617,7 тыс. сомов.

– Госстроем принятые научно-технические продукции на общую сумму 25 752,5 тыс.сомов и не завершенная работа на сумму 3 783,2 тыс.сомов без оприходования по учету на основные средства были отнесены на расходы.

- Ошским филиалом ГПИ, в балансе и отчетных данных не отражена (занижена) дебиторская задолженность на 20 486,0 тыс.сомов, которые подлежат к восстановлению по учету.

 

6 июля 2023 года на очередном заседании Совета Счетной палаты Кыргызской Республики был рассмотрен отчет об аудите государственного предприятия "Кыргызжылуулукэнерго" и его филиалов.

 Счетная палата КР выявила финансовые нарушения на сумму 29 млн 069,5 тысячи сомов в государственном предприятии «Кыргызжылуулукэнерго» и его филиалах.

Счетная палата Кыргызской Республики провела аудит соответствия государственного предприятия «Кыргызжылуулукэнерго » и его филиалов за период 2021-2022 годы.

По результатам проведенной проверки финансовые нарушения составили 29 млн 069,5 тысяч сомов, из них:

1. При сортировочной проверке товарно-материальных ценностей филиала «Майлуу-Сууйская теплоснабжающая компания» выявлена ​​(восполнена) недостача в сумме 340,9 тыс. сомов по 12 товарно-материальным наименованиям в бухгалтерском учете.

2. Арендная плата, подлежащая перечислению в республиканский бюджет филиалу «Ошское межрайонное производственное объединение теплоснабжения», составила 155,0 тыс сомов.

3. По филиалу «Балыкчинская теплоснабжающая компания»: без проведения соответствующего ТЭО между филиалом «Балыкчинская теплоснабжающая компания» и ТОО «Айкуп Строй» заключен договор от 24.10.2022 № 64 «О замене резервуара 100м3 с баком 50м3», предусмотривающий выполнение работ на сумму 1130,4 тыс. сомов. Работы были выполнены. Было обнаружено, что печь работает на угле, и планы перевести ее на мазут позже провалились. Необходимости в замене резервуара не было, и в настоящее время резервуар находится в нерабочем состоянии, а 1 130,4 тысячи сомов были израсходованы неэффективно.

4. Согласно информации, предоставленной филиалом «Майлуу-Сууйское теплоснабжающее предприятие» ТП «Ак-Жол-2000», вместо угля марки «Д» калорийностью 5120 ккал/кг был ввезен уголь калорийностью 3520 ккал. /кг и 3320 ккал/кг. Это было установлено лабораторной проверкой «Майлуу-Сууйской теплоснабжающей компанией». В результате чего «Майлуу-Суйская теплоснабжающая компания» получила ущерб в размере 1 853,3 тыс. сомов (1128,6 т).

5. В филиале "Чуйское предприятие "Кристалл" списаны ГСМ на сумму 203,1 тыс.сом без оформления первичных учетных документов.

6. Нарушения, связанные с выплатой заработной платы и командировочных расходов составили сумму в 11 024,1 тыс. сомов, из них: в нарушение  пунктов 3, 4, 5, 6” Положения “О порядке установления доплат за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда", утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики № 258 от 27 апреля 2015 года филиалами произведены доплаты в размере 25% должностного оклада за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

7. Несоблюдение требований законодательства о признании и амортизации основных средств в бухгалтерском учете - 10 840,7 тыс. сом, ГП «Кыргызжылуулукэнерго» должно поставить на баланс земельный участок ориентировочно на сумму 10 840,7 тыс. сом.

8. В нарушение требований учетной политики, без принятия решения о списании с соответствующего счета с баланса сняты основные средства первоначальной стоимостью 299,8 тыс. сомов.

9. Нарушения в учете дебиторской и кредиторской задолженности составили 253,0 тыс.сом.

10. Закупки (товаров, работ и услуг) на сумму 2 945,4 тыс. сомов произведены без проведения торгов в соответствии с требованиями законодательства.

Дорогие соотечественники! Уважаемые мусульмане! 
От имени коллектива Счетной палаты и от себя лично поздравляю вас с праздником Курман айт, который с большой радостью отмечается мусульманами всего мира и является знаком милосердия, терпимости и доброты.
Курман айт — один из главных праздников мусульман, отражающий благотворительность, прощение и доброту. Наши соотечественники встречают этот день с добрыми пожеланиями и открытым сердцем. В сердце каждого из нас святой праздник рождает большие надежды на будущее.
Пусть Всевышний примет все наши пожелания в Курман айт. Пусть наши добрые намерения сбудутся.
Да сохранит Всевышний наш Кыргызстан от бед и несчастий. Дарует нашей земле мир и спокойствие, нашему народу – единство и согласие!
С праздником Курман айт, дорогие кыргызстанцы!
С уважением, Председатель Счетной палаты Алмазбек Акматов.

С 12 по 16 июня в г Бишкек и 23 июня в г Балыкчи при поддержке ЮНИСЕФ  был организован тренинг "Программное бюджетирование" для сотрудников Счетной палаты КР. В ходе тренинга были рассмотрены различные аспекты программного бюджетирования.

На семинаре была представлена презентация, в которой были освещены следующие темы: понятие программного бюджетирования, его преимущества, законодательная база, организационные аспекты и основные этапы формирования бюджетных программ. Участники обсудили также вопросы сроков формирования, рассмотрения и исполнения бюджетных программ, основные требования к их формированию и ресурсную основу.

Также была предложена тема "Паспорт бюджетной программы. Индикаторы результативности бюджетных программ и мер". Участники тренинга обсудили важные аспекты, связанные с исполнением бюджетных программ, планом мероприятий, мониторингом реализации и отчетностью о достижении индикаторов результативности. Были рассмотрены формы отчетности и внутренняя оценка эффективности.

Работа тренинга завершилась групповой работой, в ходе которой были обсуждены вопросы, на которые следует обратить внимание при рассмотрении программных бюджетов и отчетов о достижении индикаторов результативности.

 

Сегодня, 23 июня 2023 года, в Счетной палате состоялся тренинг-обсуждение, посвященное обсуждению дальнейшего развития и улучшения нового классификатора нарушений. В мероприятии приняли участие представители Центрального аппарата и Территориальных подразделений Счетной палаты. Были рассмотрены концептуальные направления для внедрения и совершенствования автоматизации мониторинга исполнения предписаний и рекомендаций Счетной палаты.

Дорогие государственные и муниципальные служащие!

Поздравляю вас с профессиональным праздником! В этот особенный день мы отмечаем ваше преданное служение и высокий уровень профессионализма, которые вы проявляете в своей работе.

Вы являетесь неотъемлемой частью нашего общества, трудясь во благо нашей страны и ее граждан. Ваше участие в государственном управлении играет важную роль в обеспечении стабильности и процветания.

Вы демонстрируете высокий уровень знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного решения разнообразных задач и вызовов, с которыми вы сталкиваетесь каждый день.

Хочу выразить вам свою искреннюю благодарность за вашу преданность службе, упорный труд и постоянное стремление к совершенству. Ваше усердие и профессионализм вносят заметный вклад в развитие и процветание нашей страны.

Пусть этот профессиональный праздник станет для вас особенным и запоминающимся моментом, наполненным радостью, гордостью и новыми возможностями. Счастья, здоровья и благополучия вам и вашим близким!

С уважением,
Алмазбек Акматов