Счетная палата КР провела аудит в Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Кабинете Министров Кыргызской Республики за период 2021 года
Всего выявлено нарушений финансовой дисциплины и не соответствие нормативным актам на сумму 656 млн 052,6 тыс. сомов, из них:
- Завышение объемов строительно-монтажных работ, объемных и стоимостных показателей выполненных работ, а также необоснованных принятий к оплате объемов подрядных работ на общую сумму 60,1 млн.сомов, в том числе: за счет профинансированных средств из республиканского бюджета по капвложениям – 38,2 млн.сомов и Саудовским фондом развития по проекту «Строительство государственных школ» - 21 899,8 тыс. сомов.
- Постановлением Правительства КР от 11.06.2012 года № 387 «Об утверждении основных технических показателей общеобразовательных школ» утверждена максимальная стоимость строительства (СМР) 1 кв.м школ, без коммуникаций и оборудования, на территории Кыргызской Республики. Однако, проектная стоимость основной части школ, составленные за 2015-2020 годы, превышают утвержденный постановлением Правительства КР от 11.06.2012 года № 387 максимальной стоимости строительства расчетно на сумму 201,5 млн. сомов.
Как показал анализ, в 2021 году фактическая стоимость СМР завершенных строительством школ с котельной и спортзалом на 1 кв. метр варьируется от 23,0 тыс.сом до 71,0 тыс.сом. При этом, по 4-м школам фактическая стоимость СМР превышает утвержденный постановлением Правительства КР от 11.06.2012 года № 387 максимальной стоимости строительства на 34,8 млн.сомов.
- По состоянию на 01.01.2021 года в списке переходящих объектов с 0% строй готовностью (ПСД) числится 127 объектов капитального строительства на сумму 6 987,1 млн.сомов (49,7% от общей потребной суммы на завершения капстроительства переходящих объектов), по которым необходимо провести оценку социально-экономической эффективности. Так как, из 127 объектов с 0% строй готовностью, школы составляют - 85 на сумму 5 021,5 млн. сомов, из которых 44 школ на сумму 2 111,5 млн. сомов, не значится в списке аварийных и требующих безотлагательного строительства школ, предложенные Межведомственной комиссией по инвентаризации аварийных зданий общеобразовательных организаций Кыргызской Республики.
Между тем, при 3-х сменном обучении в аварийных школах, наполняемость в 5-ти школах, завершенных строительством в 2020-2022 годах, даже в 1 смену не обеспечивается или составляет от 45 до 70% от проектной мощности.
Несмотря на непригодность отдельных аварийных школ (имеются школы 1927-1940 годов постройки), где учебный процесс ведется вне зданий школ (детские сады, клубы, ФАПы, частные дома и др. здания), из 245 аварийных школ в 59 школах еще не определены источники финансирования, 44 школ находится на проектном уровне с 0% готовности, 58 школ, числящиеся в незавершенном строительстве остались не включенными в Перечень финансируемых объектов из республиканского бюджета на 2021 год или из других источников (проекты ВБ, Саудовского фонда развития и т.д.).
- В связи со слабым освоением средств ГИ по проектам, предусмотренным по ГААСиЖКХ при КМ КР, в соответствии с пунктом 2.02. кредитных соглашений с Европейским Банком Реконструкции и Развития, из республиканского бюджета выплачена Европейскому Банку Реконструкции и Развития по 22 проектам комиссия за резервирование кредитных средств на общую расчетную сумму 129 248,4 тыс. сомов (по курсу НБКР на 31.12.2021г.).
- По проекту «Реабилитация системы водоснабжения и канализации в г.Кара-Балта» за период срока реализации проекта освоение средств не производилось. При этом, расходы по обслуживанию госдолга составили в сумме 89,7 тыс.евро или расчетно 8 595,6 тыс.сомов (по курсу НБКР на 31.12.2021г.), из них: произведено снятие разовой комиссии и капитализировано в счет освоения средств в сумме 20,0 тыс.евро или расчетно 1 915,7 тыс.сомов, которая погашена в полном объеме.
- В нарушение Положения о порядке установления доплат за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, в отсутствии в коллективном договоре или в отдельном документе утвержденного Перечня рабочих мест с тяжелыми, вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отсутствии ежегодного пересмотра перечня рабочих мест с вредными условиями труда и измерения уровней электромагнитных излучений (не проведен с 2018 года) выплачены надбавки за вредные условия труда по Центральному аппарату Госстроя в сумме 1 642,3 тыс.сомов, ДРПВВ – 365,8 тыс.сомов.
- По ГУ «Бишкекглавархитектура» доплаты за вредные условия труда в сумме 5 841,6 тыс.сомов произведены при несоблюдении требований Положения О порядке установления доплат за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда», в отсутствии приказа «О проведении аттестации рабочих мест» и условий по Коллективному договору. Также в отсутствии нормативного акта необоснованно выплачена премия работникам на 7 617,7 тыс. сомов.
– Госстроем принятые научно-технические продукции на общую сумму 25 752,5 тыс.сомов и не завершенная работа на сумму 3 783,2 тыс.сомов без оприходования по учету на основные средства были отнесены на расходы.
- Ошским филиалом ГПИ, в балансе и отчетных данных не отражена (занижена) дебиторская задолженность на 20 486,0 тыс.сомов, которые подлежат к восстановлению по учету.