Chamber of Accounts
of the Kyrgyz Republic

Helpline
+996 (555) 500-985
For subscribers of OJSC "Kyrgyztelecom" the call is free of charge

В этом году главному органу Кыргызстана, контролирующему расходование бюджетных средств, — Счетной палате — исполнится 20 лет. Ведомство было создано на основании Закона «О Счетной палате КР» и стало правопреемником Контрольной палаты Кыргызской Республики. За два десятилетия закон о Счетной палате несколько раз менялся, вместе с этим менялось и количество аудиторов палаты. Но все эти долгие годы аудиторы неизменно осуществляли свою главную задачу: контролировали расходование государственных средств. Фактически в течение двух десятилетий Счетная палата стояла на страже государственной казны, вернув в бюджет миллиарды сомов и доказав свою эффективность. Перед юбилейной датой председатель Счетной палаты Улукбек МАРИПОВ дал эксклюзивное интервью газете «Слово Кыргызстана».

 

— Улукбек Асамидинович, вы руководите Счетной палатой уже полгода. С какими трудностями столкнулись, возглавив одно из главных контрольных ведомств страны?

— С первого дня вступления в должность начал изучать текущую ситуацию в ведомстве, чтобы определить проблемы, препятствующие развитию института государственного аудита и выполнению главной задачи аудиторов — эффективности расходования государственных средств. Проблемы всегда есть и останутся. Ведь экономика и бюджетный процесс в современных условиях постоянно меняются. Отмечу, что основные проблемы на данном этапе деятельности Счетной палаты — это наличие коррупционных проявлений в системе государственного аудита, повышение кадрового потенциала и качества аудитов путем перехода на международные стандарты, а также количество запросов от правоохранительных органов, которые препятствуют исполнению плановых проверок Счетной палаты. Новый состав аудиторов поставил перед собой задачу — работать открыто, прозрачно и честно. Поэтому в первую очередь нам следует оперативно реагировать на вызовы. Мы стараемся совершенствовать свою работу, сделать деятельность открытой и прозрачной.

— Какие изменения произошли в ведомстве за полгода? Каких результатов удалось достичь?

— Полгода — небольшой срок, чтобы говорить о кардинальных изменениях. Новый состав аудиторов избран в марте сего года. И я, и мои коллеги не ставили своей целью разрушить все,
чтобы начать создавать заново. Тем не менее мы проанализировали, в каких направлениях надо улучшать нашу деятельность, а где продолжить начатое.

Сегодня продолжаем внедрять международные стандарты аудита и работаем над институциональнным развитием Счетной палаты. В июне этого года утвержден Стратегический план развития СП на 2016-2020 годы. Данный документ для нас имеет высокий приоритет и станет «дорожной картой» ведомства на ближайшие пять лет. Стратегический план развития разработан с учетом основных направлений развития Кыргызстана.

Для усиления ответственности сотрудников и повышения качества аудитов создана новая структура Счетной палаты, согласно которой предусматриваются отраслевые отделы по
аудированию исходя из специфики областей государственной деятельности. После инспекторский состав распределим между отраслевыми отделами исходя из их квалификации
и профессиональных навыков. Создание отраслевых отделов позволит оперативно и эффективно управлять рабочими процессами для достижения наибольших результатов.
Сегодня также ведется работа над новой методикой планирования аудитов. Ее внедрение позволит нам оптимизировать процесс планирования аудитов с учетом имеющихся ресурсов и
повлияет на качество и объем работы. Данная методология основана на оценке рисков, рациональном распределении человеческих ресурсов и времени на проведение аудита.
Кроме того, мы работаем над усилением внутренних и внешних коммуникаций ведомства.

Счетная палата активно участвовала в принятии в мае текущего года Бюджетного кодекса КР.

Этот документ позволит усовершенствовать законодательство, обеспечит Счетной палате финансовую независимость перед органами исполнительной власти. В Закон «О Счетной
палате КР» с учетом новых реалий и международных стандартов вносятся соответствующие изменения. В ближайшее время этот документ представим в парламент. Планируемые
нововведения кардинально изменят процедуру избрания аудиторов.

— С момента вашего прихода в кадровом составе Счетной палаты произошли какие-то существенные изменения?

— Значительных изменений не произошло. Исключение — ротация руководителей территориальных подразделений нашего ведомства. В настоящее время проводится оптимизация деятельности ведомства, в рамках которой намечены изменения в кадровом составе и конкурсный набор на вакантные административные государственные должности.

На днях нами утверждено и Положение о порядке оценки деятельности госслужащих Счетной палаты, которая будет проводиться по итогам каждого квартала и окончания года. Участниками
процесса оценки являются госслужащий, непосредственный его руководитель, курирующий руководитель, комиссия по оценке деятельности госслужащего и апелляционная комиссия.

Цель оценки — определение степени результативности выполнения госслужащими должностных обязанностей в соответствии с целями и задачами Счетной палаты и перспектив карьерного роста. Оценку работы сотрудников проведем объективно и беспристрастно. Таким образом, создадим механизм отсеивания специалистов, у которых уровень профессиональной подготовки и знаний слабее, чем у коллег.

— В мае этого года принят Бюджетный кодекс КР, который вступит в силу с 2017-го. Как этот документ повлияет на сектор государственных финансов?

— С 1 января 2017 года Бюджетным кодексом установятся основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами в процессе
формирования, утверждения, уточнения и исполнения республиканского, местных бюджетов, бюджетов Соцфонда и ФОМСа, также статус участников бюджетного процесса и определится
правовая основа ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В кодексе предусмотрено исключительное полномочие Счетной палаты на проведение аудита в области регулирования бюджетных правоотношений. Данное положение позволит
упорядочить и исключить дублирующие проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

— Статистика переданных в правоохранительные органы материалов аудита и их раскрываемости оставляет желать лучшего. Не обидно, что ваши сотрудники проводят ревизии, находят нарушения, а в отношении виновных лиц не принимают никаких мер?

Складывается ощущение, что в стране можно украсть бюджетные средства, а за их разбазаривание никого не преследуют, не наказывают. Что собираетесь делать в этом
направлении?

— Счетная палата для дачи правовой оценки передает в правоохранительные органы материалы аудита и информацию по выявленным в ходе инспекции финансовым нарушениям. Результаты
разбирательств зависят от многих обстоятельств. Бывает, что объект аудита до начала разбирательства устраняет выявленные аудитом нарушения, или же недостачу, выявленную в
ходе аудита, восстанавливают или составляют оправдательные документы. В связи с этим правоохранительные органы принимают решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

В таких случаях мы считаем, что аудит достиг своей цели, поскольку выявленное финансовое нарушение устранено, а должностное лицо, допустившие нарушение, впредь не будет нарушать
законы. Счетная палата не исключает того, что принимаемые правоохранительными органами решения окажутся необоснованными. Поэтому список материалов аудита, по которым приняты
решения об отказе в возбуждении уголовных дел, передается в Генеральную прокуратуру для рассмотрения принятых решений на предмет законности и обоснованности. Но мы анализируем
каждое такое решение. В случае несогласия в Генпрокуратуру направляются доводы в пользу отмены решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях исключения принятия необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела усилена работа по фиксации аудиторских доказательств перед направлением материалов
в правоохранительные органы. Порядок взаимодействия Счетной палаты с правоохранительными органами будет совершенствоваться с учетом проводимого в настоящеевремя реформирования их системы.

— Счетная палата по итогам каждого аудита для устранения выявленных нарушений дает предписания, которые обязательны для исполнения, верно?

— В соответствии с Законом «О Счетной палате КР» по завершении аудита и рассмотрения результатов на совете СП или коллегиях территориальных подразделений объектам аудита
даются предписания, обязательные к исполнению.

В 2015 году в адрес объектов аудита направлено 1 333 предписания и 62 рекомендации на общую сумму 1 миллиард 514 миллионов 700 тысяч сомов, из которых более одного миллиарда
подлежат возмещению в республиканский бюджет. На конец отчетного года из общего количества направленных предписаний полностью исполнены 878, частично исполнены 355.

Пока еще не наступил срок исполнения по 59 предписаниям, неисполненным осталось 41. Несмотря на высокий процент исполненных предписаний от общей суммы, подлежащей
возмещению, восстановлено 384 миллиона 900 тысяч сомов. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев при исполнении предписаний неисполненными остаются пункты,
касающиеся возмещения в бюджет сумм выявленных нарушений. Кроме того, информация об исполнении объектом аудита предписания по результатам предыдущего аудита в обязательном
порядке включается в отчет об аудите проверяемого объекта.

Однако, несмотря на принимаемые Счетной палатой меры, исполнительская дисциплина объектов аудита в части возмещения сумм выявленных нарушений остается слабой. Зачастую
отсутствие должного контроля вышестоящими органами позволяет руководителям объектов аудита избегать ответственности за допущенные финансовые нарушения и неэффективное
расходование государственных средств. В этой связи целесообразным видится внесение в ежегодный отчет правительства, представляемый Жогорку Кенешу, вопроса об исполнении
предписаний Счетной палаты.

— По инициативе главы государства проводится реформа правоохранительных органов, в рамках которой Счетной палате отведено исключительное право проведения аудитов в
государственных учреждениях и на предприятиях. Безусловно, то, что возглавляемое вами ведомство наделили таким правом, говорит о высоком доверии и колоссальной ответственности.

— В первую очередь хотелось бы отметить, что проводимая реформа правоохранительных органов направлена на усиление ответственности государственных органов. Новшествами
предусматривается, что у каждого проверяющего органа будет своя зона ответственности. И Счетная палата не исключение, поскольку с исключительным правом проверки финансово-
хозяйственной деятельности государственных, а также муниципальных организаций, учреждений и предприятий у нас возникает ответственность за это направление. Поэтому с
реализацией реформы повысится и ответственность аудиторов и инспекторов за качество проверок.

В настоящее время Счетная палата реализует мероприятия, направленные на создание условий для внедрения изменений в деятельность ведомства, предусмотренных комплексом мер по
реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики.

В части повышения квалификации кадров отмечу, что эта работа ведется непрерывно. Наши сотрудники регулярно повышают свои знания в области государственного и международных
стандартов аудитов, государственных закупок, принимают участие в международных семинарах, учатся в магистратуре в таких странах, как Южная Корея, Китай, Япония.
Человеческий капитал — самое ценное, что у нас есть.

— Какие меры принимаются для профилактики и противодействия коррупции, в том числе внутри Счетной палаты? Ведь эта структура в первую очередь сама должна работать честно.

— Вы правы. Счетная палата, как высший орган государственного аудита, ввиду особенностей своего статуса и компетенции является важным элементом общенациональной системы борьбы
с коррупцией. В соответствии с задачами, определенными Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызстана, наше ведомство оказывает содействие
государственным органам и органам МСУ в выявлении коррупционных рисков и их предупреждении. По итогам каждого аудита наши специалисты дают объекту проверки
предписания по устранению противоречий между нормативными правовыми актами, а также о необходимости разработки и принятия более действенных документов. На регулярной основе
проводится мониторинг исполнения предписаний.

— А что делается для того, чтобы снизить уровень коррупции в самой Счетной палате?

— Для минимизации внутренних коррупционных рисков работаем с персоналом. Большое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на пресечение злоупотреблений
и исключение фактов коррупции в самой СП. Первым делом с приходом на эту должность я посчитал важным собрать коллектив и призвать всех сотрудников работать прозрачно и честно.
В ведомстве функционирует телефон доверия — (0312) 32-35-50. В целях координации антикоррупционных мероприятий учреждена должность уполномоченного по вопросам
предупреждения коррупции. Особое внимание уделяется и обеспечению максимальной прозрачности и информационной открытости в работе Счетной палаты, что является важным
фактором противодействия коррупционным проявлениям и повышения доверия со стороны общественности.

— В этом году ваше ведомство отмечает 20-летие со дня образования. Какие мероприятия планируете в рамках юбилейной даты?

— Сегодня, 19 октября, — 20 лет со дня образования Счетной палаты. В рамках юбилея планируется официальное мероприятие в Госрезиденции «Ала-Арча», в котором примут
участие представители аппарата Президента, депутаты ЖК, члены правительства, партнеры из международных организаций. За особый вклад, преданность делу и высокие результаты в
работе вручим награды. К этой дате издана книга о становлении и развитии высшего органа финансового контроля республики. Сегодняшние реалии также ставят перед Счетной палатой
новые задачи и требования. Задачи и функции, возложенные законодательством на наше ведомство, делают этот орган одним из ключевых элементов системы общественного контроля
за расходованием государственных средств.

Добавлю, что Счетная палата, определяя приоритетные задачи на будущее, ставит одной из важных целей не только выявление нарушений, но и дачу оценки рациональности и
эффективности использования государственных средств и имущества. Мы всегда должны помнить, что за каждым сомом государственного бюджета стоит труд всего кыргызского
народа.

В ближайшей перспективе перед нами стоят задачи совершенствования нормативной и методологической баз СП, улучшения качества аудиторской и экспертно-аналитической
деятельности, развития системы непрерывного обучения, в том числе создания собственного учебного центра. Продолжится работа и по внедрению международной сертификации
сотрудников, развитию эффективной системы управления человеческими ресурсами и внедрению оценки деятельности госслужащих.