Размер шрифта
Интервал
Изображения
Счетная палата
Кыргызской Республики

Телефон доверия
+996 (555) 500-985
Для абонентов ОАО «Кыргызтелеком» звонок бесплатный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Счетной палаты Кыргызской Республики к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики              «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы»

 

Данное Заключение Счетной палаты Кыргызской Республики к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики

«О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики и статьей 7 Закона Кыргызской Республики «О Счетной палате Кыргызской Республики».

 

Счетной палатой Кыргызской Республики в Заключении использованы результаты осуществленных аудиторских мероприятий по итогам 2019 года.

Проанализирована работа по составлению проекта закона, проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок их формирования и расчетов параметров основных показателей.

Законом Кыргызской Республики от 21 января 2020 года № 9 «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» были утверждены основные параметры бюджета Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Фонд ОМС) на 2020 год по доходам и расходам в сумме 16 009 829,9 тыс. сомов.

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» в соответствии со статьей 115 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики инициирует процедуру внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет Фонда ОМС на 2020 год.

Согласно Бюджетному кодексу Кыргызской Республики проект нормативного правового акта о внесении изменений в нормативный правовой акт о бюджете утверждается Правительством и вносится на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» был направлен Фондом ОМС на согласование в Министерство здравоохранения Кыргызской Республики (далее – МЗ КР)                      11 сентября 2020 года.

Письмом МЗ КР от 14 сентября 2020 года № 01-1/1-10216 проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» и проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» (со всеми приложениями) были направлены на согласование по министерствам и ведомствам.

По результатам проведенного согласования, письмом МЗ КР от                               30 сентября 2020 года № 01-1/2-10999 проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» и проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» (со всеми приложениями), в соответствии с частью 2 статьи 94 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, были представлены в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» был одобрен постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 ноября 2020 года № 576 и направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

Общая характеристика проекта Закона Кыргызской Республики

 «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики

«О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе

на 2021-2022 годы»

 

Согласно законопроекту предлагаются следующие изменения основных характеристик бюджета Фонда ОМС на 2020 год:

1) по статье 1 утвердить бюджет Фонда ОМС на 2020 год по доходам и расходам в сумме 17 558 033,2 тыс. сомов, т.е. увеличить утвержденные параметры (утвержденный бюджет-16 009 829,9 тыс. сомов) на 1 548 203,3 тыс. сомов;

2) по статье 6 законопроекта предлагается:

- установить размер ассигнований из республиканского бюджета, передаваемых Фонду ОМС, в сумме 13 233 917,8 тыс. сомов или на 2 117 576,1 тыс. сомов больше утвержденного бюджета (11 116 341,7 тыс. сомов);

- установить размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование, передаваемых Фонду ОМС из бюджета Социального фонда Кыргызской Республики, в сумме 2 423 359,2 тыс. сомов или на 146 296,2 тыс. сомов меньше утвержденного бюджета (2 569 655,4 тыс. сомов);

- установить размер объема оборотной кассовой наличности бюджета Фонда ОМС в сумме 319 746,8 тыс. сомов или на 129 746,8 тыс. сомов больше утвержденного объема (190 000,0 тыс. сомов).

3) Также предлагается - приложения 1,3,4,5 и 6 к Закону Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» изложить в редакции согласно приложениям 1-5 к настоящему законопроекту.

        Так, по приложению 1 предлагается увеличить доходы по полученным официальным трансфертам на общую сумму 2 271 528,9 тыс. сомов, в том числе:

- по средствам, передаваемым из республиканского бюджета на сумму    2 117 576,1 тыс. сомов;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, передаваемым из бюджета Социального фонда Кыргызской Республики, на сумму 146 296,2 тыс. сомов меньше от утвержденного объема;

- по трансфертам от международных организаций (гранты) предлагается уточнить объем в сумме 300 249,0 тыс. сомов.

Также законопроектом предлагается уменьшение неналоговых доходов-поступлений от оказания платных услуг на 858 016,4 тыс. сомов.

Предлагаемые изменения в разрезе источников доходной части бюджета характеризуются следующими данными:

  1. по средствам, полученным из республиканского бюджета утвержденные параметры составляли сумму 11 116 341,7 тыс. сомов, законопроектом предлагается утвердить 13 233 917,8 тыс. сомов или увеличить на 2 117 576,1 тыс. сомов, для исполнения следующих обязательств:

- для своевременного финансирования компенсационных выплат работникам организаций здравоохранения и привлекаемым лицам, работающим в очагах эпидемии и приравненных к ним территориях в сумме 1 192 579,8 тыс. сомов, выделенных во исполнение распоряжений Правительства Кыргызской Республики от 7 мая 2020 года № 163-р, от                 25 июня 2020 года № 233-р, от 27 июля 2020 года № 264-р, от 21 августа 2020 года № 292-р, от 1 сентября 2020 года № 302-р и постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15 апреля 2020 года № 3683-VI и решений Комитета жогорку Кенеша Кыргызской Республики по бюджету и финансам от 29 июня 2020 года, от 21 августа 2020 года и от 2 сентября 2020 года;

- на оплату за непрерывное предоставление услуг гемодиализа для больных с хронической почечной недостаточностью в сумме 214 400,0 тыс. сомов, выделенных на основании распоряжений Правительства Кыргызской Республики от 12 июня 2020 года № 213-р, от 30 ноября 2020 года № 388-р и решения Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15 июня 2020 года и от 30 ноября 2020 года;

- на приобретение средств индивидуальной защиты организациями здравоохранения в сумме 300 000,0 тыс. сомов, выделенных на основании распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 2020 года                № 246-р и решения Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 2 сентября 2020 года;

- на погашение кредиторской задолженности в сумме 300 000,0 тыс. сомов, образовавшейся в связи с расходами по борьбе с коронавирусной инфекцией на основании распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 5 октября 2020 года № 346-р и решения Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 октября 2020 года;

- на содержание вновь открываемых и перепрофилированных инфекционных отделений в сумме 110 596,3 тыс. сомов, на основании распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 5 ноября 2020 года № 357-р и решения Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 16 ноября 2020 года.

Тем самым, утвержденный размер ассигнований из республиканского бюджета, передаваемый Фонду ОМС, на 2020 год увеличился с учетом дополнительно выделенных средств на 2 271 528,9 тыс. сомов, в результате чего уточненный размер составил 13 233 917,8 тыс. сомов.

  1. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, передаваемым из бюджета Социального фонда Кыргызской Республики, законопроектом предлагается уточнить объем средств в сумме 2 423 359,2 тыс. сомов, с уменьшением на 146 296,2 тыс. сомов от утвержденного объема, в связи с ожидающимся выпадением поступлений страховых взносов до конца текущего года. Данное уменьшение произведено Социальным фондом Кыргызской Республики, в связи с введением на территории Кыргызской Республики с 22 марта 2020 года режима чрезвычайной ситуации (распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 22 марта 2020 года № 93-р) связанной с пандемией COVID-19 и вследствие с приостановлением экономической деятельности предприятий и организаций малого и среднего бизнеса.
  2. до конца 2020 года на аккумуляционный счет Фонда ОМС ожидается поступление всего на сумму 300 249,0 тыс. сомов грантовых средств от международных финансовых организаций.

Прогнозируются поступления средств:

- по проекту Азиатского банка развития в сумме 41 000,0 тыс. сомов на финансирование мероприятий по ремонту инфекционных отделений, отобранных восьми организаций здравоохранения, предоставляющих стационарные услуги;

- по проекту Всемирного банка в сумме 62 004,4 тыс. сомов на финансирование мероприятий по ремонту, отобранных восьми организаций здравоохранения, предоставляющих стационарные услуги;

- по проекту Всемирного банка (Программа, ориентированная на результат - ПОР) в сумме 197 244,6 тыс. сомов поступление авансового платежа для финансирования подготовительных мероприятий первого года реализации Программы ПОР.

  1. по уточнению объемов неналоговых доходов с уменьшением на 858 016,4 тыс. сомов.

В утвержденном бюджете Фонда ОМС на 2020 год прогнозировались поступления доходов от оказания платных услуг в объеме 1 948 832,8 тыс. сомов, включая средства сооплаты в сумме 577 091,5 тыс. сомов.

Уточнения прогнозного показателя по поступлениям доходов от оказания платных медицинских и не медицинских услуг в разрезе организаций здравоохранения были произведены:

  •  

В уточненном бюджете поступления доходов от оказания платных медицинских и не медицинских услуг прогнозируются в объеме 1 265 816,4 тыс. сомов, в том числе средства сооплаты в сумме 384 042,2 тыс. сомов. То есть, прогноз поступлений доходов по сооплате и средствам, учитываемым на специальных счетах, был уточнен в сторону уменьшения на 665 932,4 тыс. сомов от утвержденного бюджета.

Соответственно, утвержденные параметры бюджета Фонда ОМС по средствам сооплаты уточнены в сумме 384 042,2 тыс. сомов в сторону уменьшения на сумму 193 049,3 тыс. сомов.

По средствам специальных счетов организаций здравоохранения в утвержденном бюджете Фонда ОМС сумма составляла 1 071 741,3 тыс. сомов, соответственно с учетом уточнений по остаткам на начало года по средствам организаций здравоохранения на специальных счетах, сумма составила объем в размере 598 858,2 тыс. сомов с уменьшением плановых показателей на сумму 472 883,1 тыс. сомов.

Вышеуказанные снижения показателей произведены в следствие пандемии COVID-19, с апреля месяца значительно сократились поступления от оказания платных медицинских и не медицинских услуг. Также следует отметить, что на основании совместных приказов Министерства здравоохранения Кыргызской Республики и Фонда ОМС «О совершенствовании порядка оплаты пролеченных случаев, связанных с наблюдением за контактными лицами и лечением коронавирусной инфекции в организациях здравоохранения стационарного уровня, работающих в системе Единого плательщика» от 8 июня 2020 года № 386 и от 9 июня 2020 года № 175, сооплата не взимается при госпитализации, связанной с наблюдением за контактными лицами или лечением коронавирусной инфекции в обсерваторах, изоляторах и других отделениях, перепрофилированных для лечения COVID-19.

Кроме того, в законопроекте учитываются неналоговые доходы по средствам, поступивших в соответствии с распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 25 мая 2018 года № 172-р от Общественного фонда «Фонд поддержки онкологической службы» в сумме 478 245,6 тыс. сомов. До конца текущего года прогнозируются расходы в сумме 120 763,9 тыс. сомов, и неиспользованный остаток средств на мультивалютном счете Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики в сомовом выражении составит 282 916,0 тыс. сомов, который перейдет на очередной бюджетный год. По данным средствам объем уточнен с уменьшением на сумму 17 084,0 тыс. сомов от утвержденного бюджета.

По вышеуказанным средствам уточнения произведены на сумму 282 916,0  тыс. сомов, находящихся на хранении на мультивалютном счете Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики, предназначенных для оплаты за поставку двух комплектов линейных ускорителей, на основании приказа Фонда ОМС «О конвертации и учете средств Общественного фонда «Фонд поддержки онкологической службы» от                                  26 августа 2019 года № 249 и в соответствии с Регламентом работы по мультивалютному счету Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики в Национальном банке Кыргызской Республики, утвержденным приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от                   1 августа 2019 года № 85-П «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Кыргызской Республики от 10 апреля 2017 года № 52-II».

С учетом этого, уточненный бюджет по поступлениям доходов от оказания платных услуг составил 1 265 816,4 тыс. сомов, что на 683 016,4 тыс. сомов меньше показателя утвержденного бюджета, с учетом уточнения плановых показателей по средствам сооплаты (-193 049,3 тыс. сомов), средствам на специальных счетах (-472 883,1 тыс. сомов) и уточнения средств по фонду поддержки онкологической службы (-17 084,0 тыс. сомов).

По добровольным трансфертам и грантам единицам государственного сектора в утвержденном бюджете сумма составляла 175 000,0 тыс. сомов, в ходе исполнения бюджета в 2020 году и на основании заключенного соглашения между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией развития (проект Всемирного банка), Фондом ОМС было принято решение отобразить поступления грантовых средств по добровольным трансфертам в доходной части уточненного бюджета, как полученные официальные трансферты «трансферты от международных организаций». В связи с чем, по данной позиции объемы средств перенесены и уточнены в доходной части бюджета как полученные трансферты от международных организаций.

Оборотная кассовая наличность

 

Статьей 7 Закона Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» объем оборотной кассовой наличности на начало 2020 года был установлен в объеме 190 000,0 тыс. сомов.

Фактически по итогам исполнения бюджета Фонда ОМС за 2019 год остаток средств на счете Фонда ОМС составил 129 746,8 тыс. сомов.

На основании распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 26 июня 2020 года № 235-р «Об утверждении остатков целевых средств на аккумуляционном счете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на начало 2020 года», была увеличена доходная и расходная часть бюджета Фонда ОМС на сумму переходящих остатков 129 746,8 тыс. сомов, из них:

- 120 763,9 тыс. сомов остатки целевых средств, поступивших от Общественного фонда «Фонд поддержки онкологической службы»;

- 3 078,4 тыс. сомов остатки средств, предусмотренных на поддержку и развитие организаций здравоохранения;

- 1 741,4 тыс. сомов остатки средств, поступивших в 2019 году сверх уточненного плана от реализации полисов ОМС;

- 565,7 тыс. сомов остатки средств, поступивших в 2019 году сверх уточненного плана от международного проекта Колумбийского университета (проект ICAP);

- 2 339,7 тыс. сомов остатки средств, поступивших в 2019 году по проекту Многостороннего трастового фонда доноров по инновационному подходу на основе результатов в здравоохранении;

- 464,1 тыс. сомов остатки средств на начало 2020 года по расходам на содержание территориальных управлений Фонда ОМС;

- 793,7 тыс. сомов остатки средств, поступивших в 2019 году от прочих доходов Фонда ОМС.

Фактически по итогам исполнения бюджета Фонда ОМС за 2020 год остаток средств на счете Фонда ОМС составил 319 746,8 тыс. сомов, переходящий в виде остатка на начало 2020 года, который предлагается утвердить в уточненном бюджете.

 

Расходная часть бюджета Фонда ОМС за 2020 год

 

В расходной части согласно Приложению 1 предлагается увеличить расходы на общую сумму 1 548 203,3 тыс. сомов (при утвержденном бюджете 16 009 829,9 тыс. сомов) или уточненный бюджет по расходам предлагается утвердить в сумме 17 558 033,2 тыс. сомов, в том числе за счет:

- увеличения по использованию товаров и услуг на 1 560 920,5 тыс. сомов;

- уменьшения на сумму 12 717,2 тыс. сомов, в том числе:

      - по взносам /отчислениям на социальные нужды на 815,5 тыс. сомов;

- по приобретению товаров и услуг на 935,0 тыс. сомов;

- по основным фондам на 10 966,7 тыс. сомов.

Уточнения в основном произведены по расходам на содержание Центрального аппарата Фонда ОМС и его территориальных управлений, связанных с уточнением в ходе исполнения бюджета по отчислениям в Социальный фонд Кыргызской Республики, уточнением командировочных расходов и по приобретению основных фондов, в связи с введенным мораторием Правительством Кыргызской Республики по сокращению не приоритетных расходов и экономией средств из-за введенного режима чрезвычайной ситуации (распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 22 марта 2020 года № 93-р) связанной с пандемией COVID-19.

Таким образом, утвержденные параметры доходной части бюджета Фонда ОМС на 2020 год увеличиваются в целом на 1 548 203,3 тыс.сомов, при этом параметры по расходам бюджета Фонда ОМС увеличиваются на           1 548 203,3 тыс. сомов.

 

Таблица 1                                                                                                                 (тыс.сомов)

 

Утвержденный бюджет

на 2020 год

Уточненный бюджет

 на 2020 год

Отклонение

(+,-)

1

2

3

4

ДОХОДЫ

 

 

 

Средства республиканского  бюджета

11 116 341,7

13 233 917,8

2 117 576,1

Средства из бюджета Социального фонда

2 569 655,4

2 423 359,2

- 146 296,2

Средства от поступления неналоговых доходов

2 123 832,8

1 265 816,4

- 858 016,4

Трансферты от международных организаций

 

300 249,0

300 249,0

Остаток на начало года

190 000,0

319 746,8

129 746,8

Прочие доходы (в т.ч. полисы ОМС)

10 000,0

14 944,0

4 944,0

Всего Доходов

16 009 829,9

17 558 033,2

1 548 203,3

РАСХОДЫ

 

 

 

Медицинские услуги (ОЗ)

15 351 492,8

17 009 755,6

1 658 262,8

Страховой запас

200 337,1

 

- 200 337,1

Средства ОФ «Фонд поддержки оноколгической службы»

300 000,0 

403 679,9

103 679,9

Административные расходы Фонда ОМС и информационное обеспечение

158 000,0

144 597,7

- 13 402,3

Всего Расходов

16 009 829,9

17 558 033,2

1 548 203,3

 

 

Риски по неисполнению доходной части бюджета Фонда ОМС

за 2020 год

 

По итогам исполнения бюджета за 11 месяцев 2020 года фактические поступления по средствам республиканского бюджета составили сумму 11 973 757,3 тыс. сомов, при плане в сумме 12 307 555,9 тыс. сомов или на 333 798,6 тыс. сомов меньше плана (97,3 %).

Из бюджета Социального фонда недопоступиления по итогам                            11 месяцев составили сумму 465 265,6 тыс. сомов, при плане 2 306 765,6 тыс. сомов фактическое поступление составило 1 841 500,0 тыс. сомов (79,7 %).

 

Таблица 2                                                                                                (в тыс.сомов)

 

План

Факт

% исп.

Откл.

Республиканский бюджет

Январь

926 361,8

850 500,0

91,8

-75 861,8

Февраль

926 361,8

750 000,0

81,0

-176 361,8

Март

926 361,8

750 000,0

81,0

-176 361,8

Апрель

926 361,8

1 210 000,0

130,6

283 638,2

Май

1 060 195,4

1 071 309,0

101,0

11 113,6

Июнь

1 093 147,8

960 195,4

87,8

-132 952,4

Июль

1 626 361,8

1 647 677,4

101,3

21 315,6

Август

926 361,8

1 121 873,6

121,1

195 511,8

Сентябрь

1 793 322,0

1 291 873,6

72,0

- 501 448,4

Октябрь

1 065 761,8

1 310 164,2

122,9

244 402,4

Ноябрь

1 036 958,1

1 010 164,1

97,4

-26 794,0

Декабрь (прогноз)

926 361,8

1 060 160,4

114,4

133 798,6

Итого

13 233 917,8

13 033 917,7

98,5

-200 000,0

Средства ОМС из Социального фонда

Январь

214 137,9

145 500,0

68,0

-68 638,0

Февраль

214 137,9

214 000,0

100,0

-138,0

Март

214 137,9

214 000,0

100,0

-138,0

Апрель

214 137,9

100 000,0

46,7

-114 138,0

Май

214 137,9

170 000,0

79,4

-44 138,0

Июнь

214 137,9

150 000,0

70,0

-64 138,0

Июль

214 138,0

135 000,0

63,0

-79 138,0

Август

214 138,0

150 000,0

70,0

-64 138,0

Сентябрь

214 138,0

180 000,0

84,0

-34 138,0

Октябрь

165 386,2

110 000,0

66,5

-55 386,2

Ноябрь

214 138,0

273 000,0

127,5

58 862,0

Декабрь (прогноз)

116 593,6

273 000,0

234,1

156 406,4

Итого

2 423 359,2

2 114 500,0

87,2

- 308 859,2

Всего

15 657 276,9

15 148 417,7

96,8

- 508 859,2

 

Таким образом, анализируя текущую ситуацию по доходной части бюджета Фонда ОМС за 2020 год наблюдаются риски по неисполнению доходных поступлений со стороны республиканского бюджета, где прогнозно по итогам года ожидается недопоступление средств в сумме порядка 200 000,0 тыс. сомов, что в условиях выпадения доходов государственного бюджета исполнить в полном объеме не представится возможным.

По средствам ОМС передаваемым из бюджета Социального Фонда ожидается такая же ситуация, где уже с уточненным бюджетом, уменьшенным на 146 296,2 тыс. сомов, прогнозно недопоступление средств составит порядка 308 859,2 тыс. сомов, что является очень затруднительным для налоговой службы для осуществления полного сбора страховых взносов в декабре 2020 года.

 

Выводы

 

Представленный законопроект в целом соответствует требованиям
Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, приложения к данному законопроекту подготовлены в соответствии с Бюджетной классификацией.

При этом, отмечаем следующее:

- существуют риски по недофинансированию по ассигнованиям передаваемым из республиканского бюджета на сумму 1/5 месячного объема утвержденных параметров;

- ежегодно предусматриваются завышенные объемы средств от оказания платных государственных услуг, которые уточняются в течении года в сторону уменьшения из-за не до поступления ранее спрогнозированных объемов;

- в законопроекте предусмотренные расходы на формирование (пополнение) страхового запаса в сумме 190 000,0 тыс. сомов предлагается в целях исполнения решения заседания Республиканского штаба по предупреждению завоза и недопущению дальнейшего распространения коронавируса на территории Кыргызской Республики от 12 марта 2020 года                              № 20-32 и на основании совместных приказов Министерства здравоохранения Кыргызской Республики и Фонда ОМС «Об оплате пролеченных случаев, связанных с наблюдением за контактными лицами и лечением коронавирусной инфекции в организациях здравоохранения стационарного уровня, работающих в системе Единого плательщика» от 30 марта 2020 года № 209 и № 126 соответственно, направить на финансирование пролеченных случаев по COVID-19;

- в проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» объем средств, передаваемый из бюджета Социального фонда Кыргызской Республики на 2020 год в сумме 2 423 359,2 тыс. сомов отражен с удержанием 3-х процентов в размере 74 940,8 тыс. сомов, что является нарушением установленных норм бюджетного законодательства и Бюджетной резолюции Кыргызской Республики на 2019 год, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 апреля 2018 года № 2397-VI.

 

Рекомендации

 

В целях обеспечения надлежащего и качественного уточнения и исполнения бюджета Фонда ОМС, полноты планирования поступлений страховых взносов, рекомендуется:

  1. Правительству Кыргызской Республики:

- обеспечить соответствующий контроль по выполнению обязательств Министерства финансов Кыргызской Республики и Социального фонда Кыргызской Республики в части выделения ассигнований республиканского бюджета и страховых взносов в бюджет Фонда ОМС в полном объеме до конца текущего года;

- провести анализ эффективности освоения целевых бюджетных средств, ежегодно предусматриваемых в бюджете на выплату семейным врачам и врачам общей практики за результаты работы на основе индикаторов и семейных медсестер, на основании постановления Правительства Кыргызской Республики от 28 сентября 2018 года № 451, где по итогам 2019 года экономия составила 244 274,6 тыс. сомов и в 2020 году - 220 431,1 тыс. сомов;

- обеспечить исполнение постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 апреля 2018 года № 2397-VI «О Бюджетной резолюции Кыргызской Республики на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы», в части исключения взимания Социальным фондом 3 процентов от поступившего объема страховых взносов, предназначенных для Фонда ОМС и перевода операций Социального фонда на централизованный учет посредством Единого казначейского счета, который позволил бы обеспечить:

- актуализацию информации об объемах поступления в бюджет Социального фонда;

- доступность информации об общем объеме сборов, поступающих в бюджет Социального фонда.

- рассмотреть вопрос о возврате удержанных Социальным фондом Кыргызской Республики средств в сумме 146 686,4 тыс. сомов в бюджет Фонда ОМС, из них за 2019 год - 71 745,6 тыс. сомов и за 2020 год - 74 940,8 тыс. сомов, в размере трех процентов от фактически поступившего объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

  1. Фонду ОМС обеспечить контроль за поступлением средств по средствам специальных счетов организаций здравоохранения и в дальнейшем осуществлять прогнозирование объемов средств от оказания платных услуг с учетом реального их поступления, также при исполнении бюджета до конца 2020 года необходимо учесть предложения и рекомендации Счетной палаты КР по итогам аудита исполнения бюджета Фонда ОМС за 2019 год.